КОРНИЛИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 8

Обширную информацию о вкладчиках Корнилиева Комельского монастыря предоставляет монастырский синодик (Вологодский музей-заповедник), в котором помимо князей, княгинь, высших церковных иерархов и представителей старейших боярских родов отмечены имена 584 человек. Для большей части вкладчиков (391 человек) исследователям удалось определить социальное положение. Так, большинство записанных в синодике (101 человек) были монахами. Как минимум 20 из них – постриженики Корнилиева Комельского монастыря. Отмечены также имена монахов соседнего, Павлова Обнорского (шесть человек), Димитриева Прилуцкого (пять человек), Спасо-Каменного, Григориева Пельшемского, Кириллова Белозерского, Сергиева Нуромского, Авраамиева ростовского в честь Богоявления, Герасимова Болдинского и других монастырей. Меньшее количество вкладчиков были светскими феодалами (89 человек); примерно столько же (83 человека) записаны как посадские люди. И лишь 60 вкладчиков принадлежали к крестьянскому сословию. Большинство из них (35 человек) были вотчинными крестьянами Корнилиева Комельского монастыря из села Грязивицы и деревень Ростилово, Синицы, Корбино, Дедово, Останино, Липняг, Заямье, а также из вотчины приписной Коптевой пустыни. Отмечены имена крестьян, принадлежавших Павлову Обнорскому монастырю, архиепископу и др. Священников (в том числе и представителей церковной иерархии) среди вкладчиков отмечено 33, среди них – Вологодский архиепископ Маркелл, архиепископа Астраханский и Терский Пахомий, архиепископ Полоцкий Афанасий, а также церковнослужители из Вологды, Москвы, Кириллова, Соли Галицкой, села Грязивицы и др. Монастырских слуг и служебников в синодике записано 15 и государственных служащих (дьяки и подьячие) – десять человек. В XVI – первой половине XVIII вв. Корнилиев Комельский монастырь оставался одним из крупнейших землевладельцев в Вологодском уезде. Первые земельные приобретения сделал преподобный Корнилий. Исследователям известна его купчая 1516 г. на пожню Антипинский наволок. Эту пожню на реке Окольная Сухона продал обители Фёдор Алексеев Стогнин. В 1518 г. Акиндин Иванов дал монастырю в качестве вклада половину пожни Засонбарихи, а Гридя Поликарпов Негодяев в 1530–1531 гг. – половину пожни Омельяновской. В 1536 г. вологжанин боярский сын Елизар Еремеев Володимиров дал пожню Стулиху в устье реки Киексы. В 1538 г. казанские татары нанесли вотчине серьёзный ущерб, поэтому в том же году Корнилиев Комельский монастырь получил жалованную льготную грамоту великого князя Ивана IV Васильевича: население вотчины было освобождено на пять лет от несения государственных повинностей. К этому времени во владении монастыря уже находились деревни и починки в Комельской и Обнорской волостях, в том числе и Грязевитский починок (исследователи полагают, что – это одно из первых упоминаний в источниках современного города Грязовца). Корнилиеву Комельскому монастырю принадлежали также земли в Белозерском уезде, на Ухтоме и др. Всего же в вотчине числилось 81 селение. К 1540 гг. относятся следующие документы: «данная» Н.И. Матафтина 1544 г., «данная» помещиков Демидовых 1545 г. и купчая Юрия Семёновича Ухтомского 1544 г.

 



 
PR-CY.ru