КОРНИЛИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

КОРНИЛИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Ростиловской волости Грязовецкого уезда Вологодской губернии, в шести верстах от города Грязовца. Основным источником сведений об устроении Корнилиева Комельского монастыря в 1497 г. является Житие преподобного Корнилия Комельского, известное более чем в сорока списках XVI–XIX вв. и сохранившееся в нескольких редакциях с начала XVII в. Постриженик Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря монах Корнилий пришёл в Комельский лес, обнаружил «храмину разбойническу и вселися в ню, и начать отребляти место то». Вскоре к отшельнику стали приходить жители окрестных селений. На месте слияния рек Талицы и Нурмы преподобный основал монастырь. В 1501 г. он получил ставленую грамоту митрополита Московского и всея Руси Симона, по которой был рукоположён во иерея к церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, построенной в обители. В 1515 г. Введенский храм был перестроен и освящён, затем в Корнилиевом Комельском монастыре была возведена церковь во имя преподобного Антония Великого, построены кельи, богадельня, больница, хлебопекарня, поварня. На расстоянии версты от монастыря, вблизи Московской дороги, соединявшей Вологду с Москвой, братия выкопала колодец (впоследствии на этом месте возвели часовню). В 1530 г. преподобный Корнилий уже имел сан игумена. Зимой 1528/1529 гг. Корнилиев Комельский монастырь в числе других вологодских обителей посетил великий князь Василий III Иванович, который пожаловал в обитель «двадесять рублев с рублем», а также наделил её земельными владениями, что было закреплено выдачей тарханной грамоты. В 1544/1545 г. Корнилиев Комельский монастырь посетил великий князь Иван IV Васильевич, который передал в монастырь 50 руб., а также «болшие милостыни заздравные» – ещё 5 руб. 26 алтын 4 деньги. В XVI в. в Корнилиевом Комельском монастыре существовало старчество. Исследователям известно, что преподобный Корнилий поручил своего ученика преподобного Симона Сойгинского опытному старцу. Наиболее ярко процесс воспитания новоначального монаха описан в Житии преподобного  Филиппа Ирапского – одного из учеников преподобного Корнилия (Российская государственная библиотека). В своём уставе основатель Корнилиева Комельского монастыря тщательным образом расписал правила поведения иноков и наказания за их несоблюдение (об уставе см. подробнее в ст. Корнилий (Крюков)). Однако не все насельники одобряли его требования. Так, однажды монах Закхей пришёл к преподобному Корнилию с жалобой на то, что его одежда старая, а мантия «лыком вязана», и попросил выдать ему другую. Преподобный Корнилий отдал Закхею свою мантию, «а его вязаную лыком на себе возложи и много время в ней ходил». Когда монастырский хлебник не испросил у настоятеля благословение на выпечку хлеба, преподобный Корнилий для исключения в будущем подобных случаев приказал вывезти весь испечённый хлеб за пределы Корнилиева Комельского монастыря и выбросить на дорогу («и бе их два воза»).

 



 
PR-CY.ru