КОРНИЛИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 7

Значительную часть насельников составляли слуги (служки), служебники и монастырские детёныши. Обязанности служек были разнообразными. Одни ездили с настоятелем, келарем или казначеем на ярмарки за товарами, другие трудились на монастырских службах, проживали в вотчине вместе с посельскими старцами. Иногда они участвовали в судебных делах в роли гонцов или сопровождающих. В 1636 г. монастырский слуга А. Богданов доставил строителю Обнорского монастыря Феоктисту Калединскому царскую грамоту о мерах к поддержанию монастырского порядка. В 1683 г. обнорский слуга И. Ипатьев ездил посыльным в Галич, чтобы привезти к архиепископу для судебного разбирательства боярского сына Г. Болотова. Слуга К. Студеницын сопровождал в Москву отписные колокола, которые были сняты по приказу царя Петра I и отправлены на переплавку для пушек. В военное время служек брали на воинскую службу. В 1604 г. царь Борис Фёдорович Годунов собирал войско для борьбы с самозванцем. Практически из всех крупных монастырей Вологодского уезда рекрутировали служек. Корнилиев Комельский монастырь выставил «десят человек конных да семь лошадей, да для бережения и корму 2 человека». В синодике Корнилиева Комельского монастыря записаны для поминовения имена 25 служек, «побитых на государевой службе» (Вологодский музей-заповедник). Состав служек часто менялся. При сопоставлении трёх списков насельников – 1657, 1659 и 1661 гг., содержащих соответственно 32, 30 и 29 имён служек, установлено, что лишь 11 человек с 1657 по 1661 гг. беспрерывно проживали в обители. Служебники, как и слуги, работали на монастырь по найму, но были ниже по своему положению. Численность служебников обители во второй половине XVII в. составляла от 42 в 1657 г. до 19 человек в 1659 г. В 1650 гг. в монастыре числилось не больше семи монастырских детёнышей (вероятно, осиротевшие крестьянские и бобыльские дети, наёмные люди). К 1764 г. в монастыре пребывало 50 монахов и 266 служителей (работников), в середине XIX в. – пять пострижеников, включая настоятеля, белый священник, диакон и 14 послушников – всего 21 человек, к началу XX в. – около 30 человек. Первые известия о вкладах в Корнилиев Комельский монастырь, сделанных представителями различных сословий, относятся к середине – второй половине XVI в. Наиболее значительным из них был вклад старца Алипия, передавшего игумену Коптеву пустынь. 22 вклада отмечены в монастырской приходо-расходной книге 1576/1577 гг. (все они были денежными). Наиболее крупный вклад (5 руб.) сделал старец Каллистрат Москвитин («а в мире был Карп»). Исследователям известны вложения И. Кошелёва (3 руб. без гривны) и старца Дионисия (2 руб.). В десяти случаях деньги приносили «на молебен». Например, «дал Калистрат на понахиду по родителех», «на Корнильеву годину (т.е. в день памяти Корнилия Комельского) хрестьяне принесли на молебен», «Дмитрий Беляев, Ермола Городчиков, Нефед Садовник дали на молебен» и др. В двух случаях вклады делали для поминания близких: «Дали по брате князь Ондрей да Пётр по князе Григоре 2 рубля», 1 руб., «что Малафеи по дяде своем по Иване Ларионове дал». Всего в 1577 г. в обитель в качестве вкладов поступило 96,5 руб. 21 алтын 14 денег, что составляло около 40% годового монастырского дохода.

 



 
PR-CY.ru