КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович - Страница 20

В четвёртой и пятой главах статьи В.А. Кожевников рассматривал подвижничество на Руси; отмечал исключительно важное значение подвижничества для становления и религиозно-нравственного развития Руси. По его мнению, Древняя Русь, воспринявшая вместе с христианством и аскетический идеал из Византии, оставалась всегда верной ему. Многочисленные памятники церковно-учительной письменности, переведённые с греческого и написанные на церковнославянском языке, свидетельствуют о том, что подвижничество и аскетизм с начала христианства на Руси составляли неотъемлемую часть русского православия и Русской церкви, были основой религиозного воспитания и обучения русского народа, духовное просвещение которого велось «в храме, в школе и в домашнем быту». В.А. Кожевников писал, что «христианское и церковное, по происхождению, по духу и формам, просвещение наше, от начала и до конца самобытной, не подчиняющейся западному влиянию России, руководилось и питалось идеалом подвижническим, выраженным в святоотеческих писаниях и житиях святых»; рассматривал ряд сочинений древнерусской церковно-учительной письменности – «Слово о законе и благодати» Илариона, «Житие преподобного Феодосия», отдельные сочинения преподобного Феодосия Печерского, «Пролог», сочинения епископа Туровского Кирилла II и многое другое. Наряду с поучениями подвижников большое внимание в четвёртой главе уделяется «делам милосердия». В.А. Кожевников приводит заповедь преподобного Сергия Радонежского о милосердии, указывает на примеры отличавшихся делами благотворительности преподобных Пафнутия Боровского, Иосифа Волоцкого, Кирилла Белозерского и др. Общей чертой русского подвижничества он считал заступничество, восходящее к Сергию Радонежскому. В.А. Кожевников писал, что «высокие идеалы религиозные и нравственные, воплощавшиеся в речах и делах праведников, были, разумеется, во всей полноте своей недосягаемы для большинства; фактом великой исторической важности остаётся то, что большинство русского народа неизменно в течение долгих веков понимало и принимало эти идеалы как наилучшие...». В пятой главе, посвящённой подвижничеству «в наши дни», В.А. Кожевников, основываясь на примерах праведной жизни преподобного Серафима Саровского, оптинских старцев, Феофана Затворника, утверждал, что русское подвижничество в их лице нашло достойное продолжение и глубокий отклик в народе. Вместе с тем В.А. Кожевников обсуждал вопрос о неприятии подвижничества и аскетизма значительными слоями русской интеллигенции; писал что, «односторонне увлекаясь светской культурой Запада, до забвения и отречения от противоположных ей религиозных основ русского жизнепонимания, наша интеллигенция, при ныне преобладающем в ней настроении, разумеется, лишена способности воспринимать сочувственно духовные сокровища святоотеческих подвигов и писаний».

 



 
PR-CY.ru