КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович - Страница 18

В первых двух сериях были изданы несколько книг и статей В.А. Кожевникова, одни были специально написаны для «Религиозно-философской библиотеки», другие, ранее опубликованные в журналах, переиздавались в ней. В этот период В.А. Кожевников написал ряд книг, брошюр и статей на религиозные темы. В первой главе статьи «О значении христианского подвижничества в прошлом и настоящем», опубликованной в журнале «Христианское чтение» в 1909 г., В.А. Кожевников отмечал, что обсуждаемый им вопрос о подвижничестве принадлежит к вечным тревожащим сознание человечества вопросам о смысле жизни и её нравственном содержании. По его мнению, значение этого вопроса для человека определяется тем, что на пути «исканий высшего блага» человек оказывается перед необходимостью выбора: стремиться ли ему к «низменности нравственного равнодушия и к смежным с нею омутам порока, или – к подъёму в горние, светлые выси нравственной чистоты и душевного спасения». В.А. Кожевников разделял те положения представителей школы сравнительного изучения религий, согласно которым подвижничество характерно для всех эпох исторического развития человечества, что оно возникает «самостоятельно, а не путём заимствований», что, несмотря на существующие внешние сходства различных форм аскетизма (древнеиндийского, греко-римского и еврейского) с христианским, христианский аскетизм по своему происхождению и целям остаётся явлением исключительно самобытным и превосходящим другие типы аскетизма. В.А. Кожевников считал, что христианское подвижничество – это путь к «нравственной достоверности», истоки подвижничества усматривал в непрестанном споре «плоти и духа, языческого начала в человеке с христианским», в споре «краткой жизни (в себе самом и в мире) с жизнью вечной (в Боге)». Указывая на многочисленные свидетельства апологетов и других христианских авторов, В.А. Кожевников утверждал, что подвижничество изначально было присуще церкви и сыграло важную роль в становлении христианства, в преодолении языческого отношения к Богу и миру. В историческом развитии подвижничества В.А. Кожевников несколько искусственно, ориентируясь на способности человека (нравственное чувство, разум и волю), различал три эпохи. Первая, по его мнению, была связана с подвижничеством, осуществляемым деятельным подвигом любви, преображающей мир, ибо «Бог Сам – Любовь»; подвижничество, «не любя мира ради мира, не отринуло мира», освящало «земное» и претворяло «греховное в праведное». Вторая эпоха была связана с подвижничеством, осуществляемым Логосом, которое нашло выражение в вере, в аскетическом отношении к жизни и в величайших богословских трудах сначала апологетов, затем отцов и учителей церкви – святителей Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста и др.

 



 
PR-CY.ru