КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович - Страница 15

Биографические сведения, за редкими исключениями, относились к зрелому периоду жизни Н.Ф. Фёдорова. Книга В.А. Кожевникова, по мнению исследователей, представляет собой пересказ учения Н.Ф. Фёдорова и имеет целью введение в основную проблематику философии «общего дела». Изложению основной проблематики предшествовали темы, связанные, с одной стороны, с воспоминаниями и свидетельствами о музейной, библиотечной и педагогической деятельности Н.Ф. Фёдорова, с другой – с его теоретическими подходами к вопросу о сущности музейного, библиотечного и педагогического дел в их отношении к учению о «воскрешении мёртвых», а также – о национализме, патриотизме и самодержавии. В книге был представлен проект коренного переустройства музеев, библиотек и школ, их соединения с храмом, поскольку только в таком соотношении они отвечают своему подлинному жизненному предназначению. В книге приводились причины «розни и вражды» людей: «гнёт природы», понимаемый как «власть бессознательного над сознательным», «неродственные отношения людей друг к другу» («Федоров Николай Фёдорович», 2004 г.); в краткой форме излагались общие основы учения о «всеобщем спасении» и «воскрешении мёртвых», необходимым условием которого было превращение науки и христианской веры из пассивно-созерцательного в активно-проективное состояние. В.А. Кожевников считал Н.Ф. Фёдорова, в первую очередь, философом и его учение о «воскрешении мёртвых» рассматривал в контексте развития истории философии. С поиском места этого учения в истории философии вновь возникал так и не выясненный в философии «общего дела» вопрос о соотношении философии и религии, философского умозрения и Откровения. В главе «Философия дела...» оригинальность и новизну учения Н.Ф. Фёдорова В.А. Кожевников справедливо видит в его проективно-деятельном характере. Вместе с тем, по мнению исследователей, общие основы учения Н.Ф. Фёдорова В.А. Кожевников излагает с привнесением в них неразрешённых проблем философии чувства и веры, связанных с вопросом о противоречиях между разумом и чувствами. Способом их разрешения стало «дело», которое превращало разъединённость разума и чувства в связь, в единство веры для «осуществления чаемого» и «обличения вещей невидимых». Однако лишь с присоединением к этим двум способностям человека воли с её направленностью на всеобщее дело достигалось необходимое примирение чистого разума с практическим. Тем самым воля занимала центральное место в системе человеческих способностей; в том случае, если её требования и желания руководствовались нравственными чувствами, она направляла разум на постижение истины и создавала необходимые предпосылки для «преобразования существующего в долженствующее быть». За этой формулой угадывалась основная идея философии Н.Ф. Фёдорова, согласно которой миру неродственных отношений, розни, вражды и неведения противопоставлялось всеобщее дело преобразования мира средствами истинного знания, христианской веры и активной практической деятельности. Ближайшей задачей этого преобразования, по В.А. Кожевникову, являлось «восстановление всемирного мира, то есть родственного отношения между людьми», что и должно было в итоге привести «к установлению общего блага, то есть к устроению Царствия Божия, к исполнению воли Отца Небесного на земле и небе».

 



 
PR-CY.ru