КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович - Страница 14

В.А. Кожевников в письме священнику Павлу Александровичу Флоренскому писал: «...Он и вверил рукописи мне, смотря на них всегда как на незаконченное и несовершенное и высказывая, что он боится не только атеистического усердия таких лиц, которые выведут и его в атеисты, но и апологетического усердия Петерсона, которого именно за его опрометчивую решительность в защите считал опасным» («Переписка П.А. Флоренского с В.А. Кожевниковым». 1991 г.). После смерти Н.Ф. Фёдорова в 1903 г. В.А. Кожевников совместно с Н.П. Петерсоном проделал большую работу по систематизации, подготовке и изданию «Философии общего дела» – двухтомного труда Н.Ф. Фёдорова; первый том под их редакцией был издан в городе Верный (позже Алматы (Алма-Ата)) в 1906 г. По мнению исследователей, название книге было дано В.А. Кожевниковым, Н.Ф. Фёдоров предпочитал называть дело «всеобщим». В предисловии к первому тому В.А. Кожевников сформулировал «цель» и «содержание» публикуемых статей Н.Ф. Фёдорова: «Воскресение Христово требует всеобщего воскрешения. Царство Божие во исполнение воли Божией, Богом направляемое, Им через нас осуществляемое, есть произведение всех благих сил и способностей людей в их совокупности, результат полноты знания, глубины и чистоты чувства и могущества объединённой, святой воли» (Предисловие. 1906 г., том 1). Второй том, потребовавший, по словам В.А. Кожевникова, больших усилий, поскольку приходилось его собирать «по клочкам», вышел в Москве в 1913 г. В работе над изданием сочинений Н.Ф. Фёдорова В.А. Кожевников руководствовался существовавшими в России в начале XX в. негласными правилами публикации литературного наследия, допускавшими сокращение и дополнение редактируемого текста. Оба тома «Философии общего дела» были изданы на средства В.А. Кожевникова. Он готовил материалы и для третьего тома, собирался написать и поместить в нём свои «Воспоминания» о Н.Ф. Фёдорове, но его замыслу не суждено было осуществиться по причине тяжёлого заболевания. Книга В.А. Кожевникова «Опыт изложения учения Н.Ф. Федорова по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам», первая часть которой была опубликована в 1908 г., была составлена из очерков, напечатанных автором в 1904–1906 гг. в журнале «Русский Архив», и новых текстов, написанных специально для книги. В.А. Кожевников писал очерки одновременно с работой над рукописями для второго тома «Философии общего дела», однако последовательность обсуждаемых тем в очерках не соответствовала порядку публикации статей, которым В.А. Кожевников руководствовался в издании «Философии общего дела». Именно по этим очеркам В.А. Кожевникова, значительная часть которых была опубликована до выхода первого тома «Философии общего дела», русский читатель мог составить первое представление о жизни и личности Н.Ф. Фёдорова и его учении. В вышедшей книге содержались четыре пронумерованных очерка: 1. «Библиограф и библиотекарь»; 2. «Музейный деятель»; 3. «Воспитатель и учитель»; 4. «Мыслитель», а также «Очерк развития пассивного отношения к природе и критика его оснований». Несмотря на расхождения В.А. Кожевникова с Н.Ф. Фёдоровым по некоторым существенным вопросам учения, книга была проникнута чувством глубокого уважения и любви к Н.Ф. Фёдорову – человеку, с которым В.А. Кожевников был знаком в течение 28 лет. В описании жизни Н.Ф. Фёдорова В.А. Кожевников пользовался исключительно положительными характеристиками.

 



 
PR-CY.ru