КОЖЕВНИКОВ Владимир Александрович - Страница 21

Небольшая работа В.А. Кожевникова «Мысли об изучении святоотеческих творений» (1912 г.) представляла собой вступление к чтениям об отцах церкви в «Кружке ищущих христианского просвещения» в 1909–1910 гг. В этой работе В.А. Кожевников писал о незнании значительной частью русской интеллигенции истории церкви и учения церкви о христианстве, которое наиболее глубоким образом было выражено в святоотеческих творениях. Полагая, что это знание необходимо как людям, считающим себя образованными, хотя бы для расширения их исторического кругозора, так и верующим для их духовного просвещения и укрепления в вере, В.А. Кожевников писал о необходимости обсуждать то, как следует изучать труды отцов и учителей церкви. К двум существенным и предварительным условиям понимания сложных богословских текстов он относил жизнь в церкви и знание Священного Писания и Предания; утверждал, что все святоотеческие труды опираются на Писание и Предание, и человек, чуждый им, не сможет ничего понять в христианстве и трудах отцов церкви. В.А. Кожевников считал, что в России в сравнении с развитыми европейскими странами сделано очень мало, чтобы открыть доступ к чтению святоотеческих творений. В книге «Современное научное неверие» (1912 г.) он обращал внимание на существующие в обществе, в том числе среди учёных, крайне противоречивые оценки процессов, происходящих в области веры и неверия. Полагая, что количественный подход к вопросам «диссоляции» (разложения) веры или эволюции религиозной мысли и чувства малоэффективен, В.А. Кожевников отдавал предпочтение качественному подходу и сформулировал методологические принципы для оценки неверия. Он писал, что «желающему разобраться в этой сумрачной области надо, прежде всего, разграничить различные роды неверия; затем – обнаружить причины, их порождающие, а через это – и цели, к которым то или иное направление стремится». Исследование неверия, по его мнению, должно быть дополнено исследованием веры, а также той пограничной области (например, религиозных сомнений), где положительная сторона – вера пересекается с отрицательной – неверием. В.А. Кожевников приводит классификацию неверия на Западе, разработанную известным английским исследователем А. Гаррисоном, которая включала: «1) общее равнодушие к религиозным вопросам, лишь случайно переходящее в оппозицию вере; 2) натурализм или научное равнодушие к тем же вопросам у умов, настолько поглощённых изучением естественного, что сверхъестественное кажется им уже непозволительным вторжением в область правильного образа мыслей; 3) сомнение людей, добросовестно изучавших доказательства религии, но ещё не пришедших ни к какому заключению; 4) агностицизм – вариант предыдущего сомнения, но выводимый не столько из специального изучения положительной религии, сколько из неполноты и условности общих научных и философских начал; 5) антипатия к христианству, не зависимо от степени знакомства с ним; 6) попытки замены христианства будто бы улучшенными суррогатами: общечеловеческой нравственностью с светским подобием культа – гуманизм, секуляризм, позитивизм; 7) отказ от положительных проявлений религии при сохранении в отвлечённых чертах главных основ теизма, т.е. деизм; 8) пантеизм, отвергающий личность и сверхмирного Бога, но признающий в той или иной форме (мировой силы, энергии или души) общее божественное начало, имманентно присущее миру в нём самом, а не вне его; 9) атеизм, полное отрицание какого бы то ни было божественного и религиозного начала».

 



 
PR-CY.ru