КОЛОКОЛЬНЯ - Страница 10

В Ярославле при церкви св. Иоанна Предтечи в Толчкове (1663–1687 гг.) в начале XVIII в. выстроили отдельно стоящую шестиярусную колокольню с равномерно убывающими ярусами звонов, имитирующими традиционную форму шатра. Церковь архангела Гавриила «под звоном», или так называемую Меншикову башню (1701–1707 гг.) исследователи считают уникальным памятником раннепетровского зодчества, который повлиял на распространение ярусных колоколен. Сложная композиция трёхчастного храма «кораблём» с возвышающимся средним четвериком, увенчанным полуглавиями, завершается двумя восьмериками звонов; изначально были ещё третий восьмерик и высокий шпиль (уничтожены молнией). Башня была самым высоким сооружением Москвы (до утраты шпиля высота 84 м); она стала одним из прототипов колокольни Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (другим считается башня собора в Риге). Петропавловский собор (1712–1733 гг.; архитектор Доменико Трезини; колокольня была перестроена от нижнего яруса в 1766–1770 гг.; архитектор С.А. Волков) был первой в России базиликой европейского образца. В архитектуре храма проявились черты барокко. Переход от фасада собора к колокольне оформлен волютами, придающими объёму пластичность. Четыре квадратных в плане яруса колокольни имеют ордерный декор, завершаются куполом, несущим два малых восьмерика и шпиль. Исследователи находят необычным устройство курантов (1757–1764 гг.; мастер Б. Орт Красс). Механизм и циферблаты расположены над колоколами. Помимо музыкального вала здесь устроен карильон – клавишно-педальный музыкальный инструмент для исполнения мелодий на колоколах. До середины XIX в. шпиль колокольни Петропавловского собора (переделан в металле в 1857–1858 гг.; инженер Дмитрий Иванович Журавский) с флюгером в виде ангела был самым высоким в России (больше 122 м). В провинции при строительстве колоколен соединяли древнерусские традиции с петербургскими новациями. Например, в Соликамске возвели соборную колокольню (1713 г.) в виде стройного восьмерика с горкой кокошников и высоким шпилем, водружённого на мощный куб основания. Колокольня Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге (1725–1740 гг.; архитектор Д. Трезини) совмещает ордерную поярусную декорацию с шатровым завершением. В XVIII–XIX вв. ярусные башнеобразные колокольни стали доминирующим типом. В монастырях часто возводили надвратные колокольни, а при больших городских соборах обычно строили отдельно стоящие. В стиле барокко представлены наиболее яркие образцы колоколен с поярусной ордерной декорацией (дорический или тосканский ордер внизу, затем – ионический, коринфский и композитный). Исследователи считают выразительной в своей монументальности восьмигранную четырёхъярусную колокольню в Киево-Печерской лавре (1731–1745 гг.; архитектор Готфрид Иоганн Шедель), окружённая множеством колонн.

 



 
PR-CY.ru