КОЛОКОЛЬНЯ - Страница 2

Так, помещения для часового механизма в башне Сан-Марко в Венеции (1496–1506 гг.; архитекторы Мауро Кодуччи и Пьетро Ломбардо) расположены в несколько ярусов. На фасаде размещён циферблат, выше – балкон с появляющимися во время боя часов фигурами Мадонны с Младенцем и волхвов, над ними – крылатый лев; на крыше установлен огромный колокол, по которому ударяют фигуры юноши и старца –с символы времени. Характерным примером колокольни с фиксированными колоколами со звоном «в языки» является соборная звонница в Ростове (1680 гг.), единственная в России, где в целости сохранился уникальный колокольный подбор. Колокола подвешены к балке, закреплённой в столбах верхнего яруса звона. В русской колокольне XVII–XIX вв. колокола подвешивались не только в арках звона, но и под сводами на перекрещенных балках. Доступ к колоколам осуществлялся по внутристенным каменным или открытым деревянным и металлическим лестницам. В христианстве практика созыва прихожан на богослужение колокольным звоном появилась не раньше V в. По преданию, у её истоков стоял Павлин Милостивый, епископ Ноланский. По мнению исследователей, колокола помещались на небольших деревянных звонницах простейшего устройства. Появлению высоких колокольных башен предположительно предшествовало возведение невысоких каменных звонниц на стенах христианских базилик. Наиболее ранними примерами высоких многоярусных колоколен исследователи считают башни при базиликах VI в. Сант-Аполлинаре ин Классе и Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Их башни исследователи относят к IX–X вв. и первоначально использовались как дозорные. Обе колокольни цилиндрические, стоят отдельно от храмов, имеют сходное архитектурное решение. Гладкие стены прорезаны арочными окнами: одинарными в нижних ярусах, двойными – в средних и тройными – в верхних. Равеннские кампанилы повлияли на формирование типа итальянской колокольни. В романский период в Италии строили высокие, как правило отдельно стоящие, колокольни. Чаще они были квадратными в плане. Большинство имели гладкие стены без деления на ярусы, с арочными окнами вверху и плоскими, иногда шатровыми крышами (колокольня собора Сан-Дзено-Маджоре в Вероне, XI–XII вв.; храма Санта-Мария-Ассунта на острове Торчелло, XII в.). Некоторые были расчленены на несколько ярусов с учащающимися кверху аркадами (колокольня аббатства в Помпозе, XI в., церковь Сан-Джорджо в Велабро, XI в.). Всемирную известность получила колокольня в Пизе (1173–1360 гг.), так называемая падающая башня. Её цилиндрический объём имеет восемь ярусов, украшенных аркадами на колонках, придающих башне изящную ажурность. Верхний, более узкий ярус прорезан арками звонов. Иногда колокольни непосредственно примыкали к собору (базилика Сант-Амброджо в Милане (XI–XII вв.) имеет две колокольни у западного фасада; в базилике Сант-Аббондио в Комо (XI в.) две колокольни фланкируют алтарную часть). В готическую эпоху итальянские колокольни мало изменились. Предпочтительными оставались колокольни квадратные в плане, разделённые на ярусы, с плоскими крышами.

 



 
PR-CY.ru