КОЛОКОЛЬНЯ - Страница 3

Исследователи считают наиболее выразительными колокольню собора в Сиене (1220–1377 гг.) с горизонтальными зелёно-белыми полосами кладки, учащающимися кверху аркадами и островерхой кровлей и колокольню Флорентийского собора (начата в 1334 г.; архитектор Джотто) с огромными стрельчатыми окнами верхнего этажа и богатой мраморной инкрустацией фасадов. Ренессансная колокольня Сан-Марко в Венеции (1514 г.; воссоздана в 1910 гг.) развивает тип романских колоколен; отличается причудливым завершением в виде открытого фонаря с аркадой и шатровой крышей. В Испании на архитектуру колоколен оказало сильное влияние распространение на территории страны ислама. Нередко в качестве колокольни после Реконкисты использовали бывшие мусульманские минареты, например, квадратная в мавританском стиле башня Ла-Хиральда у собора в Севилье (1184–1198 гг.; надстроена в 1568 г.; архитектор Э. Руис). В средневековой Германии и Франции колокольни обычно строили вместе с собором. Высокие и часто островерхие они стали основой архитектурного образа средневековых храмов Северной Европы. С каролингской эпохи развивался тип многобашенных базилик с вестверком (букв. – западная постройка). Наиболее ранний образец – аббатство Сен-Рикье (709–799 гг.; не сохранилась) с четырьмя цилиндрическими башнями (у вестверка и трансепта) и двумя более крупными башнями над средокрестиями. В оттоновский период были построены церковь в Гернроде (961–991 гг.) с двумя цилиндрическими башнями у вестверка и базилика Санкт-Михаэль в Хильдесхайме (1010–1033 гг.) с шестью башнями (две квадратных над средокрестиями и по две круглых с боков трансепта и вестверка). Этот тип получил распространение в романскую эпоху в императорских шестибашенных соборах в Шпайере (1030–1103 гг.) с четырьмя квадратными боковыми башнями и двумя восьмигранными над средокрестиями, в Вормсе (1171–1234 гг.) с цилиндрическими боковыми башнями, в Майнце (начало строительства в 975 г.) и в аббатстве Мария Лаах (1093–1200 гг.). Во Франции развивался тип двухбашенного западного фасада. Впоследствии он стал доминирующим в католической традиции и даже повлиял (в XVIII в.) на Россию. Исследователи называют такие храмы, как Сент-Трините в Кане (конец XI – начало XII вв.), где две мощные квадратные в плане башни с плоской крышей расположены по бокам от западного портала, Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье (1130–1145 гг.) с двумя небольшими круглыми башенками с шатровым верхом, фланкирующими фасад. Собор Сен-Пьер в Ангулеме (1101–1136 гг.) также имеет пышно декорированный двухбашенный фасад; кроме того, с севера к трансепту базилики примыкает высокая многоярусная квадратная в плане колокольня. Наряду с этим развивался тип многобашенных соборов (церковь аббатства Клюни III, 1080–1130 гг.; не сохранилась). В островерхих шатровых завершениях двух башен на западном фасаде нормандской церкви Сент-Этьен в Кане (конец XI – начало XII вв.) появляются готические черты. Для готических соборов Франции характерно возведение двух башен на западном фасаде, иногда этот тип постройки дополняли башни над средокрестием и трансептами (колокола были не во всех башнях). Например, собор в Лане (1155–1235 гг.) имеет две квадратные башни на западе, одну восьмигранную над средокрестием и по одной – с каждой стороны трансепта (две другие у трансепта не были построены). Башни обычно были квадратными в основании, на котором нередко возвышалось восьмигранное шатровое завершение. Такие башни, благодаря пинаклям и табернаклям, имели сложный силуэт и ажурную поверхность (наиболее характерно для поздней готики).

 



 
PR-CY.ru