КОЛОКОЛЬНЯ - Страница 11

В надвратной колокольне Донского монастыря (1730–1733 гг.; архитектор Пьетро Антонио Трезини; 1750–1753 гг.; архитектор Алексей Петрович Евлашев) применили традиционную форму восьмерика на четверике. Исаакиевская церковь «под звоном» в подмосковном селе Степановском (первая треть XVIII в.) имеет необычайно широкое основание, на которое поставлены четверик верхнего храма и восьмерик звона. С середины XVIII в. стали популярными квадратные колокольни с массивным основанием и резко сокращающимися кверху ярусами. В основе этого образа лежал проект колокольни Троице-Сергиевой лавры (1741–1747 гг.; архитекторы Иван Яковлевич (Иоганн Якоб) Шумахер, Иван Фёдорович Мичурин). Первоначально она планировалась как трёхъярусная, однако в 1753–1770 гг. архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский надстроил ещё два яруса, увенчанные короной. Влияние колокольни Троице-Сергиевой лавры исследователи видят в колокольне церкви Петра и Павла на Новой Басманной улице в Москве (1745 г.), Преображенского собора в Тверском кремле (1747 г.; архитекторы И.Я. Шумахер, Д.В. Ухтомский; не сохранилась), а также в отдельно стоящей колокольне при храме в Спас-Косицах (Наро-Фоминский район Московской области) в имении графа Александра Ивановича Шувалова (1750–1761 гг.). На массивных основаниях были возведены Введенская церковь-колокольня в Ахтырке на Украине (1783 г.; архитектор Пётр Антонович Ярославский), колокольня Мгарского (1785 г.) и Крестовоздвиженского монастыря в Полтаве (1786 г.). Украинские колокольни имеют в основании квадрат со скруглёнными углами и два цилиндрических верхних яруса со сдвоенными колоннами по образцу колокольни Киево-Печерской лавры. Важной вехой в типологическом развитии барочных колоколен исследователи считают нереализованные проекты надвратной колокольни санкт-петербургского Смольного монастыря (архитектор Франческо Бартоломео Растрелли). Первый проект (1744–1748 гг.) представлял собой четырёхъярусную квадратную башню с раскрепованными углами, на которые были поставлены сдвоенные колонны, с крупными арками звонов и колоколовидным завершением, увенчанным шпилем. Этот проект повлиял на архитектуру изящной, отдельно стоящей колокольни Никольского Морского собора в Санкт-Петербурге (1753–1762 гг.; архитектор Савва Иванович Чевакинский) с вогнуто-выпуклыми фасадами, а также надвратной колокольни Новоспасского монастыря в Москве (1759–1785 гг.; архитектор Иван Петрович Жеребцов). Позднее этот проект был точно повторен в колокольне Успенского собора в Туле (1772–1776 гг.; архитектор Максим Максимович Праве (Магнус); не сохранилась), а затем растиражирован костромским архитектором Степаном Андреевичем Воротиловым, который построил колокольню Богоявленского собора в Костроме (1776–1791 гг.; не сохранилась), Преображенского собора в Рыбинске (1797–1804 гг.) и Успенского собора в Рязани (1783 г.; достроена по другому проекту в XIX в.). К этому же типу исследователи относят затопленную колокольню Никольского собора в Калязине (1800 г.), созданную уже в духе классицизма.

 



 
PR-CY.ru