КОЛОКОЛЬНЯ

КОЛОКОЛЬНЯ – отдельно стоящее или связанное с храмом строение башенного типа для размещения колоколов. Исследователи различают собственно колокольню и звонницу – аналогичное по функции стенообразное сооружение. В русском церковном зодчестве сложился уникальный тип строения «иже под колоколы» или «под звоном», представляющий собой храм, расположенный непосредственно под колокольней (или звонницей). Типологические различия в устройстве колокольни (и звонниц) в Европе и в России были предопределены способами звона. Исследователи выделяют три способа колокольных звонов. Первый способ: раскачивают колокол так, чтобы язык ударял по его краю; считается самым древним, традиционно распространён в Европе и Америке. Второй: по колоколу ударяют молотком, при этом сам колокол остаётся неподвижным; возник достаточно рано, получил распространение в Китае и странах Юго-Восточной Азии, в Европе начал применяться сравнительно поздно в связи с появлением курантов. Третий: колокол жёстко зафиксирован, раскачивается только язык; получил распространение преимущественно в России около XVII в.; звон «в языки» изначально применялся для малых и средних колоколов, большие колокола предпочитали раскачивать. В средневековой Европе раскачивающиеся колокола вешали на железную подвижную ось, концы которой были закреплены в стене или стропилах (beffroi), предохранявших каменную кладку колокольни от вибрации. Ось соединяли с колесом, от которого тянулась верёвка. Звонарь, дёргая снизу за верёвку, приводил в действие систему, которая раскачивала колокол. Иногда колокола устанавливали так, чтобы они могли не только раскачиваться, но и вращаться. Габариты колокола при этом не всегда влияли на размер арок звона. В Древней Руси конструкция для качания колоколов – очеп (оцеп, очап) – представляла собой металлическую жердь наподобие колодезного журавля, которая крепилась к железной поперечной балке (матице), вращающейся вокруг своей оси. На балке, соединённой со стеной, висел колокол. С одной стороны очепа была привязана верёвка, с другой нередко – противовес. Очепные конструкции сохранились в звоннице Псково-Печерского монастыря. На большинстве древнерусских колоколен, в том числе на церкви-колокольне преподобного Иоанна Лествичника («Иван Великий») в Московском Кремле, изначально находились очепные колокола. Как правило, колокола устанавливали непосредственно в арках звона, арки делали достаточно широкими и глубокими с учётом размаха колокола. Требовалось множество людей, чтобы привести в действие очеп крупных колоколов. Так, например, колокол-благовестник «Лебедь» (отлит по указу царя Бориса Годунова для Успенского собора Московского Кремля; вес – 3233 пуда), установленный на низкой деревянной звоннице посреди Соборной площади, раскачивали обычно 30–50 человек. В большинстве древнерусских звонниц и колоколен доступ к колоколам не предполагался, т.к. звонили преимущественно с земли. Сложные механические конструкции часовых курантов с шестерёнками, музыкальными валами (барабанами) и системой молоточков требовали наличия просторного изолированного помещения внутри колокольни, звонницы или башни.

 



 
PR-CY.ru