КОЛОКОЛЬНЯ - Страница 8

В Пскове продолжали придерживаться традиционных форм, не обращая внимания на московские «итальянизмы». Выразительной своей простотой исследователи считают звонницу-стену при церкви Успения Пресвятой Богородицы с Пароменья (1521 г.) с асимметричными пролётами звонов и глухим массивным основанием. Аналогичная ей звонница Псково-Печерского монастыря (XVI–XVII вв.) имеет второй ярус звона. Более сложной исследователи считают композицию у звонницы Тихвинского монастыря (конец XVI в.), сохранившей пятишатровое покрытие. В нижней части устроены два яруса помещений и лестница на третий ярус звона в виде балкона под пятью арками. Тихвинская звонница, по мнению исследователей, представляет собой переходный тип от стенообразной к палатной звоннице; создана под влиянием Успенской звонницы Московского Кремля (в XVII в. именно этот тип стал доминирующим). По образцу Успенской звонницы Московского Кремля и Рождественской колокольни на Красной площади построена палатная звонница в Ипатиевском монастыре под Костромой (XVII в.). Первоначально трёхпролётная двухъярусная часть завершалась тремя шатрами. В середине XVII в. к ней пристроили ещё один пролёт для большого колокола, сделав композицию асимметричной. Тип Успенской кремлёвской звонницы развит в палатной звоннице Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (1652–1654 гг.), соединённой с трапезной в одно здание. Три арки звона (средняя больше боковых) увенчаны восьмигранным шатром. Небольшая асимметрично расположенная часовая башенка придаёт пирамидальному силуэту живописность. Трёхшатровую Троицкую звонницу Александро-Свирского монастыря (1647–1674 гг.) исследователи также относят к этому типу. К палатному типу исследователи относят звонницы Борисоглебского монастыря (1680–1682 гг.) и Успенского собора у митрополичьего двора (1682–1687 гг.) в Ростове. Обе звонницы в нижней части имеют храмы «под колоколы». Верхняя часть, галерея звонов с широкими пролетами арок (две арки в Борисоглебской, четыре – в Успенской звонницах), увенчана главками (тремя и четырьмя соответственно). На Борисоглебской звоннице были устроены часы с курантами. К этому типу исследователи относят звонницы Преображенского монастыря в Ярославле (начало XVII в., перестроена в XIX в.) и Воскресенского монастыря в Угличе (1674 г.). С середины XVII в. самым популярным типом колокольни стал шатровый. В его основе лежали два образца: колокольня Александровской слободы и надстройка Спасской башни Московского Кремля (1624–1625 гг.; архитекторы Вилим Граф, Христофор Галовей). Надстройка представляет собой несколько восьмериков на четверике. Верхний восьмерик с килевидными арками звона увенчан стройным шатром. Знаменитые кремлёвские куранты состоят из механизма часов, скрытого за циферблатами, и колоколов, развешанных над ними в верхнем ярусе звона. Шатровые колокольни обычно делали восьмигранными, иногда на основании в виде четверика. Вверху располагался ярус звона с крупными арками, а шатёр прорезали мелкие окошки слухов. Колокольни этого типа, как правило, были частью храмовых комплексов посадских церквей. Характерные примеры такого типа построек находятся в Москве: церкви Святой Троицы в Никитниках (середина XVII в.), святителя Николая в Пыжах (середина XVII в.), преподобного Симеона Столпника на Поварской улице (1676–1679 гг.), святителя Николая в Хамовниках (1679–1682 гг.).

 



 
PR-CY.ru