КОЛОКОЛЬНЯ - Страница 9

Большинство московских колоколен расположены с западной стороны храма по продольной оси постройки. Именно в середине XVII в. складывается трёхчастная композиция «храм-трапезная-колокольня». Отдельно стоявшая шатровая колокольня (первая половина XVII в.) при церкви великомученика Димитрия Солунского у Тверских ворот (не сохранилась) отличалась тем, что была прямоугольная в плане. В Ярославле часто строили шатровые колокольни отдельно стоящими, например, колокольня храма святителя Иоанна Златоуста в Коровниках (середина XVII в.) и незаурядная по композиции колокольня церкви Рождества Христова (середина XVII в.) с проездной аркой внизу, храмом в среднем ярусе и часами. Ярославские колокольни при храмах возводили обычно (в отличие от московских) на углу четверика (церкви пророка Илии (1647–1650 гг.), Спаса на Городу (1672 г.), архангела Михаила (1657–1680 гг.) и др.). В монастырях и при крупных соборах предпочитали строить звонницы или столпообразные ярусные колокольни по образцу колокольни «Иван Великий». Образ кремлёвского столпа развит в семиярусной колокольне Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря (1658–1685 гг.). Верхний восьмерик, водружённый на мощном квадратном основании, завершён луковичной главой. Колоссальная десятиярусная колокольня Иосифова Волоколамского монастыря (конец XVII в.; не сохранилась) имела в основании древний столпообразный храм XVI в. Верхние ярусы колокольни были богато украшены в стиле узорочье; ни в одном из ярусов мотивы не повторялись. Нарышкинский стиль вобрал в себя достижения предыдущего периода и в то же время привнёс много нового. Шестиярусная колокольня Новодевичьего монастыря (1683–1689 гг.) во многом повторяет архитектуру колокольни «Иван Великий». Равномерно убывающие по ширине ярусы и богатый ордерный декор создают классически гармоничный торжественный образ. Колокольня Высокопетровского монастыря (1694 г.) и построенная по её образцу колокольня при трапезной Пафнутиева Боровского монастыря (1690 гг.) представляют собой упрощённый вариант ярусной композиции из нескольких восьмериков на четверике. В посадских храмах применялись шатровые колокольни (церковь Воскресения в Кадашах, 1690 гг.). Вотчинные храмы строились по типу «иже под колоколы». Получила распространение ярусная центрическая композиция из нескольких восьмериков на четверике, обычно с четырёхлепестковым планом. Над большим световым восьмериком расположен малый восьмерик звона, на который попадали по внутристенной лестнице. Наиболее ранняя постройка такого типа – Успенский храм в Петровском-Дурневе близ Москвы (1684–1688 гг.; не сохранилась) с 12-лепестковым планом. Четырёхлепестковая церковь Покрова в Филях (1690–1694 гг.), трёхчастная церковь Святой Троицы в селе Троице-Лыкове (1690–1695 гг.; ныне в черте Москвы), а также Преображенская церковь в селе Уборы близ Москвы (1694–1697 гг.) стали образцами стиля. Более поздняя вариация на эту тему – восьмилепестковая ярусная надвратная Тихвинская церковь Донского монастыря (1713 г.). Кроме того, существовали экзотические варианты колоколен. Например, в московской церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке (1696–1699 гг.; не сохранилась) восьмерик звона завершался пятью шатрами с главками. Пятиглавое завершение имеет колокольня новгородского Вяжищского монастыря во имя святителя Николая Чудотворца (1690 гг.).

 



 
PR-CY.ru