КОЛОКОЛЬНЯ - Страница 5

На Руси от домонгольского времени колоколонесущих сооружений не сохранилось. Представление о них исследователи составляют по изображениям на некоторых иконах. Колокола размещали в простейших деревянных звонничках П- или Т-образной формы, которые располагались рядом с церковью или на её крыше. Русская храмовая архитектура формировалась под влиянием византийской, в которой тип башнеобразных колоколен не имел распространения. Колокола в Византии появились не раньше IX в.; принято считать, что их размещали в небольших стенообразных звонницах на фасадах храмов. Такая схема была применена в соборе Иоанно-Предтеченского монастыря в Пскове (1140 гг.), где над западным пряслом южного фасада возвышалась небольшая двухпролётная звонница, однако у исследователей есть сомнения, что она была построена изначально. Аналогичная звонница собора Мирожского монастыря (1153 г.) была надстроена в XV в. Крупные, отдельно стоящие, колоколонесущие сооружения появились в Древней Руси не раньше XIV в. В XV – конце XVII вв. типологическое развитие колоколен происходит по трём направлениям: стенообразные (впоследствии палатные) звонницы; церкви «под звоном» в виде купольного четверика; столпообразные колокольни. Во всех трёх типах могли быть церкви «иже под колоколы». Какой из типов был более древним, исследователям сказать сложно, все они развивались параллельно, иногда соединяясь вместе в причудливые многосоставные комплексы. Происхождение первого типа исследователи обычно связывают с Новгородом и Псковом; родиной других считается Москва. Колокольни второго типа строили до конца XVI в., первый стал распространяться в XVII в., колокольни третьего типа возводили и в XVIII в. в виде шатровых и ярусных построек. В XIV в. в Москве зародился столпообразный тип колоколен. Самая ранняя известная постройка – церковь преподобного Иоанна Лествичника на Соборной площади Московского Кремля (1329 г.). Здание, от которого сохранился лишь восьмигранный фундамент, исследователи реконструируют как стройный восьмерик с храмом внизу и ярусом звона наверху. Церковь имела завершение в виде кокошников, над которыми возвышалась главка. Это – первый на Руси храм «иже под колоколы». Композиция его была уникальна для Европы. Исследователи связывают её происхождение с армянскими образцами, например, с колокольней в Ахпате (1245 г.). Здание имело символическое значение, подчёркивая роль Москвы как нового центра Русских земель. В середине XV в. в новгородском Детинце возвели так называемый Евфимиевский столп. Исследователи предполагают, что это был восьмигранный храм «под звоном», вероятно, по образцу московского. На месте его обрушения в 1673 г. возвели высокую восьмигранную часозвоню. В XV в., как полагают исследователи, из небольших звонниц при церквах в Новгороде и Пскове, возник тип крупных отдельно стоящих стенообразных звонниц. Они, как правило, имели два яруса. В нижнем массивном ярусе-основании иногда устраивались сводчатые помещения; наверху была аркада в три и более пролёта. Звонили в таких звонницах «в очеп».

 



 
PR-CY.ru