КОЛОКОЛЬНЯ - Страница 4

Арки звонов, небольшие в романский период, в готическую эпоху делали высокими и стрельчатыми по форме. Башни многих соборов, таких как, например, в Шартре (1134–1194 гг.), остались недостроенными из-за грандиозных размеров. Для Франции типичны плоские кровли башен. Часто планировались шатры, но не были воплощены (Нотр-Дам-де-Пари (1163–1257 гг.), собор в Реймсе (1211–1311 гг.) и др.). Собор-крепость в Альби (1282–1390 гг.) с одной башней на западе исследователи  считают уникальным для Франции. В Германии получили распространение островерхие шатровые завершения западных башен: Элизабеткирхе в Марбурге (1235–1283 гг.), Мариенкирхе в Любеке (XIII–XIV вв.). Собор в Страсбурге (начат в 1277 г.) остался с одной асимметрично расположенной башней (1399–1419 гг.), вторая не достроена. Хрестоматийный пример – Кёльнский собор (1248 г. – XIX в.) с двумя гигантскими ажурными шатровыми башнями (самые высокие в Европе, 156 м). Церковь во Фрайбурге (1220–1260 гг.) имеет на западном фасаде башню с резным шатровым завершением. К этому типу исследователи относят грандиозный позднеготический собор в Ульме (1377 г. – XIX в.). В английской готике также сочетались типы дву- и многобашенных соборов. Яркими примерами первого типа исследователи считают соборы в Линкольне (XII–XIV вв.) и Йорке (XIII–XV вв.), а также Вестминстерское аббатство в Лондоне (XIII–XVIII вв.). Помимо башнеобразных колоколен, типичных для крупных соборов, в приходских храмах средневековой Европы часто строили стенообразные звонницы с аркадами звонов в завершении западного фасада (clocher-mur), как, например, в церквах Сент-Андре в Айоне (XI в.), в Преваншере (XII в.) и Плане (XIII в.). В эпоху Ренессанса продолжал развиваться тип крупных соборов с двумя башнями. В этом процессе важную роль сыграл проект архитектора Донато Браманте для собора св. Петра в Риме (1504 г.), совместивший центрическое купольное здание и две высоких колокольни по сторонам от главного фасада. Позднее эту тему продолжил архитектор Антонио да Сангалло Младший в проекте собора св. Петра (1539 г.). В декоре многоярусных башен впервые был применён ордер, а квадратные ярусы нижней части сочетались с цилиндрическими верхней. Для барокко исследователи считают весьма показательным тип купольного храма с двумя колокольнями на фасаде: Сант-Аньезе-ин-Агоне в Риме (1652–1677 гг.; архитектор Франческо Борромини), базилика Суперга близ Турина (1717–1731 гг.; архитектор Филиппо Юварра) и др.; этот же тип использован архитектором Кристофером Реном в соборе св. Павла в Лондоне (1675–1710 гг.). К. Рен разработал для приходских храмов выразительный тип колоколен с причудливым многоярусным шпилем: церкви Сент-Мэри-ле-Боу (1670–1680 гг.); Сент-Брайд на Флиит-стрит (1671–1678, 1701–1703 гг.). Существовали необычные архитектурные решения, как, например, овальная церковь св. Карло Борромео (Карлскирхе) в Вене (1716–1725 гг.; архитектор Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах) с двумя колокольнями в виде колонн, наподобие колонны императора Траяна в Риме. Во Франции в период рококо и в эпоху неоклассицизма развивали стандартную двубашенную схему: например, так выполнен фасад церкви Сен-Сюльпис (1733–1777 гг.; архитекторы Джованни Никколо Сервандони, Жан-Франсуа Шальгрен), где в каждом из четырёх ярусов башен последовательно применены четыре ордера. В конце XVIII – начале XIX вв. стали популярны оригинальные формы, например, завершение колокольни в виде обелиска (церковь в Живри, 1771 г.; архитектор Э.М. Готе). В Англии архитектор Джон Нэш построил колокольню церкви Всех душ (1822–1824 гг.) в виде конуса, окружённого колоннадой.

 



 
PR-CY.ru