КАЗАНСКАЯ НОТАЦИЯ, Казанское знамя - Страница 7

Таким образом, одни и те же знаки нотации в руководстве «Имена...» в большинстве случаев названы «путными», а в одном – «ключевыми». В Кокизниках казанского знамени нотационные строки, сопоставляемые со знаменными, обычно именуются «казанскими», а один раз – «путными». В певческих рукописях также изредка исследователи встречают указание «путь ключевой». В рукописи середины XVII в. Российской национальной библиотеки оно предпослано гимну «Свете тихий» в записи путевой нотацией. Всё это позволяет исследователям заключить, что новая знаковая система, отличная от знаменной, использовавшаяся в записях песнопений путевого и демественного распевов, имела три наименования: «путная», «казанская», «ключевая». Два первых исследователи характеризуют как равноупотребительные, третье название, наиболее точно определяющее суть новой графической системы, в которой особое значение имели ключевые разновидности знамен, не вошло в певческую практику. В рукописях XVII в. исследователи не встречают словосочетание «демественное знамя», оно вошло в употребление с середины XVIII в. и было связано со старообрядческими Демественниками, как правило, предварявшимися азбуками демественного знамени (вариант названия – «азбука демественного ключевого знамени»). По мнению исследователей, отсутствие в певческом наследии XVII в. азбук демественного знамени, равно как и словосочетания «демественное знамя», свидетельствует о том, что нотационные записи демества не осознавались в то время как что-то особое, отличное от знаковой системы путевой/казанской нотации. Понимание демества как особой знаковой системы возникло только после того, как вышли из употребления многочисленные записи путевой монодии и русского безлинейного многоголосия в совокупности двух певческих стилей – строчного и демественного.Новая знаковая система, отличная от знаменной, появилась в рукописях 1570 гг. и использовалась для фиксации как монодийных песнопений пути и демества, так и многоголосных образцов этих певческих стилей. Поскольку в эти годы новой нотацией был записан огромный репертуар таких певческих книг, как Стихирарь месячный и постный, Триодь Постная и Цветная, Октоих, Обиход, то для исследователей вполне очевидно, что её изобретение должно быть отнесено к более раннему времени, возможно, к середине XVI в. Распеть, записать и ввести в употребление десятки тысяч песнопений единовременно невозможно, для этого необходим достаточно протяжённый временной отрезок. Указанная дата хорошо согласуется с мнением дореволюционных исследователей, связывавших изобретение казанской нотации с деятельностью государевых певчих дьяков Ивана Васильевича Грозного в период покорения Казанского ханства. Новая знаковая система была теоретически осмыслена и изложена в азбуках путевого знамени, ранние образцы которых исследователи датируют первыми годами XVII в. (Исторический музей, не раньше 1603 г.; Российская национальная библиотека; Российская государственная библиотека, не раньше 1605 г.), вследствие чего в научной литературе эта система стала называться путевой нотацией. Однако наряду с таким наименованием в певческих рукописях исследователи иногда встречают указания «каз», «казан», «казанскои», «поут казань», «ино казанское знам», предпосланные фрагментам или целым песнопениям, циклам песнопений.

 



 
PR-CY.ru