КАЗАНСКАЯ НОТАЦИЯ, Казанское знамя

КАЗАНСКАЯ НОТАЦИЯ, Казанское знамя – русская безлинейная система записи мелоса, которая использовалась, главным образом, для многоголосного строчного пения и демественного пения. Ограниченное число знаков казанской нотации применялось для записи ранних гармонизаций знаменного распева и греческого распева. С середины XIX в. и до 1920 гг. исследователи не подвергали сомнению наличие казанской нотации. По поводу времени возникновения многоголосия и названия нотации, его фиксирующей, исследователи были единодушны: многоголосное пение было изобретено государевыми певчими дьяками царя Ивана IV Васильевича Грозного; нотация, составленная для его записи, названа казанской в честь завоевания Казанского ханства в 1552 г. Первым это мнение высказал этнограф-фольклорист Иван Петрович Сахаров, никак не обосновав его, позднее с небольшими модификациями оно было повторено в работах других исследователей. В решении вопроса о графике казанской нотации среди указанного периода исследователи выделяют две точки зрения. И.П. Сахаров, протоиерей Димитрий Разумовский и протоиерей Василий Металлов считали, что казанское знамя образовано из соединения столповых крюков (см. Знаменная нотация) с демественными (см. Демественная нотация). Степан Васильевич Смоленский и Николай Фёдорович Финдейзен расценивали графику казанской нотации как производную от столповой нотации. Исследователи полагают, что это различие во мнениях о графике казанской нотации было следствием малой степени изученности этой знаковой системы (которая в дореволюционной русской музыкальной медиевистике не была предметом специального анализа) и общей неразработанности проблематики русского церковно-певческого искусства. Наибольшее внимание казанской нотации уделили И.П. Сахаров и Н.Ф. Финдейзен. И.П. Сахаров помимо постановки проблемы казанской нотации составил описание «Ключа казанского знамени», в котором выделил два раздела. В первом разделе («Имена казанскому знамени, иже не обретается в столповом знамении»), по словам исследователя, показано 12 основных знаков с их вариантами: сокольице, голубчик, скамейца, слогия, ключик, переводка, осока, врахия, стрела, крюк, мечик, взглас; при них помещено больше сотни вариантов. Второй раздел озаглавлен «Изложение существенно столпового значения с казанским, которое знамя с коим поётся. Так, статья светлая столповая равняется параклиту казанскому, статья мрачная столповая равняется простому крюку казанскому, переводка столповая равняется светлому крюку казанскому». Приведённые характеристики позволяют исследователям заключить, что учёный описал список казанской азбуки, не сохранившийся или пока не обнаруженный. Н.Ф. Финдейзен, основываясь на документах, опубликованных Вуколом Михайловичем Ундольским, уделяет особое внимание создателям многоголосного пения. Первым из них он считает новгородца Василия Рогова (впоследствии Ростовский митрополит Варлаам), жившего во второй половине XVI в., который славился как «знаменному и троестрочному, и демественному пению роспевщик и творец».

 



 
PR-CY.ru