КАЗАНСКАЯ НОТАЦИЯ, Казанское знамя - Страница 21

Анализ показа фит позволяет исследователям выявить назначение двух строк, помещённых после фитного начертания с наименованием. Принцип оформления материала одинаков во всём Фитнике. Например, фита «удивителная» шестого гласа использовалась достаточно редко, в основном, в песнопениях праздников Введения во храм и Благовещения Пресвятой Богородицы и получила название по предшествующему распеву фиты слову «удивляяся» в славнике на «Господи, воззвах» службы Благовещения «Послано бысте». Фита известна также под именем «кудрява», во втором гласе аналогичная по распеву фита называется «ужасна». Эквивалентом фиты в путевой/казанской нотации является начертание. Оно выписано из ранее упомянутого славника на «Господи, воззвах» праздника Благовещения «Послано бысте» рукописи путевой нотации инока Христофора (Исторический музей). Строки, помещённые в Фитнике после начертания фиты, изобилуют многократными повторениями гласных букв, что позволяет исследователям отнести их к разводу данной фиты, записанному в верхней строке дробным казанским, а в нижней – столповым знаменем (для определения соотношения между разводными строками фиты необходимо выявить их распевы и сопоставить между собой). Получить развод верхней казанской строки можно с помощью крюковых троестрочных Праздников Кокизника Российской государственной библиотеки и рукописи Российской государственной библиотеки, являющейся нотным переводом троестрочных Праздников. Вторая разводная строка Фитника выполнена дробным столповым знаменем. Сравнение этой строки с аналогичными по тексту фрагментами славника «Послан бысть» в певческих рукописях знаменной нотации пометного периода выявляет чрезвычайную близость записей. Разночтения записей ограничены синонимическими заменами знаков, распевы же полностью совпадают. Это позволяет исследователям определить записи нижних строк Фитника Саратовского государственного университета как разводы приводимых в начертаниях знаменных фит. Таким образом, в двух разводных строках фиксируются распевы путевой и знаменной фиты, имеющей одинаковое местоположение в структуре песнопений путевого и знаменного распевов. Сопоставление разводов фит показывает исследователям, что они, за исключением двух одинаковых начальных звуков и вариантно близких окончаний, сильно отличаются друг от друга как направленностью мелодического движения, так и ритмической организацией. В путевой фите обращает на себя внимание наличие пунктирных и синкопических ритмических рисунков, столь излюбленных в этом певческом стиле. Кратким знаменным фитам соответствуют краткие же путевые фиты, аналогичные соотношения имеют протяжённые по распеву фиты. Зависимость путевых фит от знаменных проявляется и в наличии транспозиционных смещений, если таковые имелись в знаменной фите. Имеющиеся в рукописных источниках свидетельства бытования казанской нотации и сравнение крюковых записей, именуемых «путевыми» и «казанскими», подтверждают точку зрения о единообразии фиксируемой в них знаковой системы. Путевая, казанская и демественная нотации имеют идентичную графику. В настоящее время, отталкиваясь от самоназваний певческих рукописей, наименования нотаций «путевая» и «демественная» исследователи употребляют по отношению к монодийным записям путевого и демественного распевов, а наименование «казанская» – по отношению к их многоголосным версиям. При этом исследователи отмечают, что определение «казанская» должно сопровождаться ремаркой, характеризующей стиль распева.



 
PR-CY.ru