КИРИЛЛ, Транквиллион-Ставровецкий (Безбородый) Кирилл - Страница 10

Богословско-гомилетический сборник «Евангелие учительное» стал наиболее пространным сочинением Кирилла Ставровецкого. Он был издан 9 ноября 1619 г. в передвижной типографии Кирилла Ставровецкого в Рохманове («Евангелие учительное, албо Казания на неделю през рок и на празники Господские и нарочитым святым угодником Божиим, составлено трудолюбием иеромонаха Кирилла Транквилиона, проповедника Слова Божого, его власным стараньям, коштом, накладом, з друку на свет ново выдана за позволением старших, в маетности ея милости Вишневецкой Михайловой в Рохманове»). Типография не названа собственностью Кирилла Ставровецкого, он считал себя, скорее, организатором издания в Рохманове: «Сам же аз... типографию в убогой куще странствия моего поставил». Благодарность за помощь в издании книги Кирилл Ставровецкий выразил княгине Раине (Ирине) Могилянке-Вишневецкой (ум. в 1619 г.). После смерти владелицы Рохманова Софии Чарторыйской (о роде которой Кирилл Ставровецкий также высоко отзывался) имение в 1605 г. перешло Раине Вишневецкой и её мужу, овручскому старосте Михаилу Вишневецкому. Исследователи ошибочно называли умершего в 1616 г. князя Михаила Вишневецкого фундатором Рохмановского Троицкого мужского монастыря. Поскольку обитель в Рохманове (Пегасах) была основана во второй половине XVII в. и вскоре стала униатской, попытки отдельных исследователей увязать деятельность типографии Кирилла Ставровецкого с Рохмановским монастырём другие исследователи считают необоснованными. К началу XVII в. в Рохманове были литейные мастерские. По мнению Я.Д. Исаевича, наличие ремесленников могло быть одной из причин, почему Кирилл Ставровецкий избрал это село для издательской деятельности. Я.Д. Исаевич считал, что две первые книги Кирилла Ставровецкого на средства автора и под его наблюдением в 1618–1619 гг. издал Тимофей Александрович Вербицкий, сопровождавший Кирилла Ставровецкого в его странствиях по южной части Волыни. Кирилл Ставровецкий долго готовил к изданию «Евангелие учительное». 16 января 1614 г. он получил благословение на работу над книгой Львовского епископа Иеремии (Тиссаровского), в 1616 г. книгу благословил Монемвасийский митрополит Иосиф, экзарх Иерусалимского патриарха Феофана IV. Исследователи полагают, что Кирилл Ставровецкий представил им некий предварительный вариант сочинения. Окончательный текст, по мнению исследователей, вызвал резкую критику православных кругов, и Кирилл Ставровецкий не получил благословения на публикацию. В посвящении княгине Вишневецкой Кирилл Ставровецкий пишет о вражде, которую воздвиг на него дьявол, как только он задумал печатать «Евангелие учительное». «Слово гнилое» противников Кирилла Ставровецкого «промчеся всюду по всей земли Российской, смущающи грады и народ посполитый, творящи укоризны, поношения, оболгания, приводячи в огиду (отвращение) книгу сию». Кирилл Ставровецкий благодарит княгиню Вишневецкую за то, что в этих условиях она «прияла в дом свой в пелгримстве моем с таковым делом тревожным, и далась взяти початок и конец в дому своем той праце моей». Здесь же Кирилл Ставровецкий свидетельствует, что он «правый сын Церкви святой соборной апостольской». На обороте титула в разных экземплярах помещены различные стихи: на герб Раины Могилянки-Вишневецкой, «на стародавний клейнот княжат Вишневецких», «на стародавний клейнот княжат Корецких». Разные части тиража имеют посвящения разным лицам – покровителям Кирилла Ставровецкого в его издательской деятельности: католическому магнату князю Юрию Чарторыйскому, православным – князю Самуилу Корецкому и княгине Раине Могилянке-Вишневецкой.

 



 
PR-CY.ru