КИРИЛЛ, Транквиллион-Ставровецкий (Безбородый) Кирилл - Страница 9

Критику Симеона Полоцкого вызвало и утверждение Кирилла Ставровецкого о том, что «ангелское естество огневидное и пламеноносное». Симеон Полоцкий говорит: «Сие не право, ибо огонь и пламень суть вещь стихийная, ангелы же суть духи». Он не согласен с утверждением Кирилла Ставровецкого, что видимый мир был сотворён после падения сатаны; отметил слова Кирилла Ставровецкого о том, что если раньше Рим был гнездом всяческих пороков, то, после того как Христос в лице апостола Петра пришёл в Рим, вера Рима «как солнце на увесь свет сияет». Симеон Полоцкий отметил: «Се веру римскую блажит». Рецензент также обратил внимание на неверное употребление отдельных географических названий из Ветхого Завета, на некоторые противоречия (в разных местах Кирилл Ставровецкий даёт различающуюся топографию загробного мира), не согласился с толкованием отдельных мест Священного Писания (Кирилл Ставровецкий усматривает в трёх вратах в Откровении Иоанна Богослова символику Святой Троицы). Как и преподобный Иов, Симеон Полоцкий отметил, что у Кирилла Ставровецкого святые в конце времён будут прославлены без тела. Рецензент заключает, что «сочинение же велми недоброе». Ознакомившись с отзывом Симеона Полоцкого, Сильвестр (Медведев) в целом согласился с ним, добавив: «А диалект горее того» (речь идёт, как полагают исследователи о языке перевода; Исторический музей). На Соборе 1690 г. в Москве «Зерцало...» было запрещено вместе с другими книгами Кирилла Ставровецкого: «Книга Кирилла некоего, прозванного Транквиллион, и «Толкования на Евангелие», и «Зерцало богословия», и «Перло многоценное», слог или творение тогожде Кирилла, иже, удвоився верою и раздран совестию и полма причаствуя, православным и латином, единаго исповедания не имея, противности нашей Православной Церкви, писа же самочинно, без изволения и совета духовных начальников». Отсутствие в «Зерцале...» критики в адрес католической церкви обусловило популярность книги в униатских кругах. В сентябре 1692 г. её переиздала типография Уневского Успенского мужского монастыря, находившегося под властью Львовского епископа Иосифа (Шумлянского), тайного униата. В 1790 г. в типографии Почаевского Успенского мужского монастыря василиан вышло третье издание «Зерцала...». В предисловии к изданию сказано, что при подготовке к печати книга подверглась языковой правке: «Суть же еще и речи, во многих местах премененныя, наипаче сия, яже в первом экземпляре кратко и неудобопонятно начерташася и изобразиша, сия днесь распространишася и разширишася удобнейшего ради разумения и поятия». Униатские издатели сократили текст. В частности, была изъята глава «О противностях в тых мирех и о разностех их», в которой Кирилл Ставровецкий трактует земной свет как воплощение духовного начала («заря некая отходная, образ невидимого Бога»), а человека называет «ангелом в телеси». Не вошли в издание также заимствования Кирилла Ставровецкого из Толковой Палеи. Высокую оценку сочинению Кирилла Ставровецкого дал митрополит Антоний (Храповицкий). По его мнению, «Зерцало богословия» «несравненно ближе к древлеотеческому богословию, нежели к средневековому латинскому и современному школьному».

 



 
PR-CY.ru