КИРИЛЛ, Транквиллион-Ставровецкий (Безбородый) Кирилл - Страница 2

Большинство исследователей отождествляют этого издателя с Кириллом Ставровецким, т.к. в Псалтири содержится посвящение княгине Анне Ходкевичевой Корецкой (Кирилл Ставровецкий впоследствии свои издания посвящал князьям Корецким). Доказательством пребывания Кирилла Ставровецкого в это время во Львове исследователи считают тот факт, что 19 января 1614 г. он получил благословение Львовского епископа Иеремии (Тиссаровского) на подготовку книги «Зерцало богословия». Ярослав Дмитриевич Исаевич и И.З. Мицко не согласны с отождествлением издателя Псалтири с Кириллом Ставровецким, указывая на то, что во Львове в то время служил иеромонах Кирилл (Иванович), впоследствии ставший духовником Николаевского братства в городе Замостье (ныне Замосць, Польша). В помяннике Замостского братства он значится как настоятель Николаевского братского храма в 1631–1648 гг. (в 1630 г. настоятелем братского храма был «священноиерей» Андрей Иоаннович; о более ранних настоятелях у исследователей сведений нет). Исследователи предполагают, что в 1616–1617 гг. деятельность Кирилла Ставровецкого была связана с Замостским братством. С 1616 г. в Замостье находился экзарх Иерусалимского патриарха Монемвасийский митрополит Иоасаф, который привёз православным горожанам грамоту Иерусалимского патриарха Феофана IV о ставропигии Замостского братства. Поскольку в том же году митрополит Иоасаф передал Кириллу Ставровецкому благословение от восточных патриархов на подготовку к печати книги «Зерцало богословия», исследователи считают, что их встреча произошла в Замостье. Исследователям известны письма из Замостья 1617–1621 гг., которые предположительно атрибутируют Кириллу Ставровецкому: послание к ординату Замостья шляхтичу Томашу Замойскому от 11 декабря 1617 г.; «Salutatio» («Приветствие») к нему же 1621 г. (письмо анонимно, но исследователи полагают, что по стилю может принадлежать Кириллу Ставровецкому); «Лист, на внимательное чтение заслуживающий» от «иеромонаха Кирилла из Замосця» от 10 июня 1621 г., адресатами которого были «швагер» (муж сестры) замостский грек Иосиф Анастасиевич и родственник последнего Давид, переводчик с греческого на польский и латинский (Отдел рукописей Львовской научной библиотеки). Против атрибуции этих посланий Кириллу Ставровецкому выступили Я.Д. Исаевич и И.З. Мицко, считающие, что их автором был иеромонах Кирилл (Иванович), который, по мнению указанных исследователей, в 1621–1625 гг. являлся проповедником замостского Николаевского братства (в пользу данной точки зрения говорит то обстоятельство, что почерк писем идентичен почерку недоброжелательной к Кириллу Ставровецкому записи о нём: «Потум апостатствовал и в Чернигови игуменство от короля мел. Здох року 1646 на игуменстве там же»). Исследователи не исключают полностью возможность отождествления Кирилла (Ивановича) с Кириллом Ставровецким. О Кирилле (Ивановиче) исследователям известно, что он был греком из Замостья, его «греческий род» внесён в помянник Замостского братства. Кирилл Ставровецкий переписывался с основателем Манявского в честь Воздвижения Креста Господня скита преподобным Иовом (Княгиницким), который 23 августа 1614 г. отправил Кириллу Ставровецкому письмо с рецензией на книгу «Зерцало богословия». В Житии Иова (Княгиницкого) рассказывается, что в декабре 1621 г. к нему в Манявский скит прибыл «греческий» иеромонах Кирилл из Замостья, «ради прощения и молитвы». Настоятель Манявского скита преподобный Феодосий (Княгиницкий) написал в июле 1625 г. послание «преподобнейшему в иеромонасех господину отцу Кириллу, люботрудному проповеднику Слова Божого, Замостскому» с просьбой прийти в скит и перевести грамоту от Иерусалимского патриарха.

 



 
PR-CY.ru