КИРИЛЛ, Транквиллион-Ставровецкий (Безбородый) Кирилл - Страница 3

В письме говорится о копиях патриарших посланий, написанных иеромонахом Кириллом. Исследователи полагают, что иеромонах Кирилл из Замостья – это Кирилл Ставровецкий, однако, по мнению Я.Д. Исаевича и И.З. Мицко, речь идёт о Кирилле (Ивановиче). В 1618–1619 гг. Кирилл Ставровецкий странствовал в пределах Волынского воеводства (Кременецкий повет) Галицкой Руси (местность Унев). До 12 января 1618 г. жил в Уневском Успенском монастыре: этим числом датируется приписываемая ему прощальная речь к братии указанного монастыря – «Благословение, глаголанное к братиям уневским по отходе, лета 1618, ианнуария 12» (Отдел рукописей Львовской научной библиотеки). Кириллу Ставровецкому атрибутируют письмо Кирилла, настоятеля Любартовского монастыря (в местности Любартове, ныне посёлок Любар Житомирской области), составленное в 1618 г., Минскому братству, где говорится о невозможности прислать искусного проповедника для братства и содержится призыв единодушно отстаивать православную веру. Однако автором письма был, по мнению исследователей, не Кирилл Ставровецкий, а игумен Кирилл (Томашевич; в соборном постановлении от 16 августа 1628 Кирилл Любартовский упоминается как «прот монастырей воеводств Киевского, Волынского и Брацлавского»; Кирилл Ставровецкий к этому времени уже принял унию). Из Унева Кирилл Ставровецкий, по мнению исследователей, переехал в Почаевский монастырь (см. Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы мужская лавра). 12 марта 1618 г. Кирилл Ставровецкий издал в своей передвижной типографии в Почаеве книгу «Зерцало богословия», в 1619 г. в Рохманове выпустил в свет «Евангелие учительное». В обоих изданиях Кирилл Ставровецкий впервые выступает как «иеромонах и проповедник Слова Божьего... Кирилл Транквиллион Ставровецкий» без указания на место служения (версии о том, что Транквиллион – монашеское имя Кирилла Ставровецкого, исследователи подтверждения не нашли). В «Евангелии учительном» Кирилл а Ставровецкий пишет, что терпел незаслуженные гонения как от духовных, так и от светских лиц, но не указывает, от кого конкретно, сообщает о своём вынужденном «пелгримстве». В 1625 г. (или раньше) в Киеве на Соборе под председательством митрополита Иова (Борецкого) были осуждены взгляды и сочинения Кирилла Ставровецкого. Униат Кассиан Сакович позже утверждал, что «тёмная Киевская Русь плохой посчитала его речь о начале души от Бога». Автор анонимного противоуниатского польскоязычного сочинения «Indicium» (1638 г.) объяснял причины отступничества Кирилла Ставровецкого от православия тем, что на Соборе в 1625 г. было осуждено «Евангелие учительное» за обнаруженное в тексте неправославное влияние. Автору было предложено исправить ошибки и представить новую редакцию сочинения на рассмотрение старших, но Кирилл Ставровецкий предпочёл перейти в унию (к началу 1626 г.). Сведения о Киевском соборе исследователи читают в составленных в Москве в октябре – ноябре 1627 г. «Прениях с “Евангелием учительным” Кирилла Транквиллиона-Ставровецкого». В сообщении о Соборе авторы «Прений...» ссылались на жившего до 1626 г. в Киево-Печерском монастыре игумена Афанасия (Китайчича), который назвал участниками Собора митрополита Иова (Борецкого) и епископов Исаию (Копинского), Исаакия (Борисковича) и Паисия (Ипполитовича). В униатских источниках сообщается, что причиной перехода Кирилл Ставровецкого в униатство было неприятие его сочинений в Москве, куда он ездил в конце 1625 г. или в начале 1626 г. Протоархимандрит василиан Рафаил Корсак 14 июня 1626 г. писал из Новогрудка кардиналу Франческо Инголи в Рим, что «Ставровецкий незадолго до этого ездил в Москву».

 



 
PR-CY.ru