КИР и ИОАНН - Страница 10

В церкви великомученика Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония; 1164 г.) образы целителей занимают боковые стены диаконника. В церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция; вторая половина XII в.) – уступы апсиды. В церкви Епископи в Ставри на полуострове Мани (Греция; конец XII в.) они помещены на склонах арки юго-западного придела; в церкви Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (Кипр; 1332–1333 гг.) – на своде южного портала. В трёх памятниках XII в. на Сицилии: в южном люнете церкви Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо (около 1146 – 1151 гг.; вместе с Ермолаем Никомидийским); в Палатинской капелле в Палермо (1150 – 1160 гг.) – в восточной части южного трансепта; в кафедральном соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале (1180–1190 гг.) – по сторонам перед входом в капеллу св. Петра (справа от центральной апсиды), Кир и Иоанн представлены в хламидах с прорезным воротом и туниках, поверх которых спускаются епитрахили, с медицинскими ложечками (стило) и ковчежцами. С атрибутами целителей Кир и Иоанн изображены в греческих церквах: на западной стене наоса церкви св. Бессребреников в Кастории (последняя четверть XII в.); на западной стене наоса церкви святителя Николая Каснициса в Кастории (конец XII в.); на северной стене церкви святителя Иоанна Златоуста в Гераки (конец XIII – начало XIV вв.). В иконографии Кира и Иоанна подчёркивалось врачевание святыми как телесных, так и духовных недугов: Кир может изображаться со свитком, в таком случае Иоанн обычно держит крест, как например, в Тимотесубани (Грузия; начало XIII в.), где они представлены на гранях северо-западного столба. Их изображения также присутствуют в церкви Созонта в Гераки (XIII в.); в диаконнике церкви апостола Петра на острове Китира (середина XIII в.); во фресках наоса кафоликона монастыря Влатадон в Фессалонике (между 1360 и 1383 гг.). В некоторых росписях сохранился только образ Иоанна, как в церкви Евангелистрии в Гераки (около 1200 г.), в церкви Панагии Киры на острове Китира (конец XIII в.) или в нартексе собора Святой Троицы монастыря Козия (Румыния; около 1386 г.), где он назван чудотворцем. Сцены мучения Кира и Иоанна представлены в настенных минологиях в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (Македония; 1317–1318 гг.); в церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Трескавец близ Прилепа, Македония (около 1340 г.); в церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (Косово и Метохия; середина XIV в.); в соборе Святой Троицы монастыря Козия – сцена перенесения мощей. Нередко в сцене мучения святых изображались пострадавшие вместе с ними мученица Афанасия и её дочери мученицы Феодотия, Феоктиста и Евдоксия. Сложившиеся в византийский период типы изображений Кира и Иоанна и особенности их размещения в храмовых росписях в целом воспроизводятся и в поствизантийской живописи. Их изображения исследователи встречают в церкви Преображения в монастыре Русану (1546 г.) и в кафоликоне монастыря Дионисиат на Афоне (1546–1547 гг., мастер Зорзис (Дзордзис) Фукас). На Руси почитание святых бессребреников установилось достаточно рано.

 



 
PR-CY.ru