КИР и ИОАНН - Страница 8

На литургии прокимен и аллилуиарий те же, что в Евергетидском Типиконе, Апостол 1 Кор. 12:27–13:8, Евангелие и причастен, как в Типиконе Великой церкви. 28 июня в Типиконе содержится отсылка на 31 января. В различных редакциях Иерусалимского устава память Кира и Иоанна также отмечается 31 января и 28 июня. Последование 31 января включает отпустительный тропарь (тот же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе), кондак, канон, цикл стихир-подобнов и три самогласна, светилен, седален. В русских редакциях Иерусалимского устава 31 января отмечается знаком, которым обозначаются малые праздники (так называемый шестеричный святой, см. ст. Знаки праздником месяцеслова). Стихиры на «Господи, воззвах» и канон на утрене исполняются на 6, утреня заканчивается по будничному чину. В греческих Минеях могут помещаться стихиры на хвалитех в честь Кира и Иоанна. На литургии назначаются блаженны с тропарями из третьей и шестой песни канона Кира и Иоанна (современные русские издания с 1682 г. – блаженны Октоиха и из третьей песни канона Киру и Иоанну), чтения – те же, что и в Мессинском Типиконе. 28 июня в Типиконах, как правило, приводится лишь ссылка на 31 января, за исключением славянских печатных Типиконов 1610 и 1641 гг. и изданий после 1682 г. до настоящего времени. Последование 28 июня имеет ту же структуру, тот же праздничный знак, включает тот же отпустительный тропарь, кондак (в Типиконах 1610 и 1641 гг. для 28 июня приводятся особые тропарь и кондак), три стихиры-самогласна. Служба на литургии 28 июня та же, что и 31 января. Последование Киру и Иоанну 31 января в современных богослужебных книгах включает следующие элементы: отпустительный тропарь плагального первого (т.е. пятого) гласа; кондак третьего гласа с икосом; канон четвёртого гласа, без акростиха, ирмос; три цикла стихир-подобнов (один в славянских изданиях Минеи, два других – в греческих), три стихиры-самогласна, светилен, седален. В последовании Киру и Иоанну 28 июня есть ряд песнопений из службы 31 января: отпустительный тропарь, кондак с икосом, три стихиры-самогласна, светилен, седален; также в славянской Минее 28 июня помещён канон Киру и Иоанну плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, без акростиха, ирмос; в современной греческой Минее содержится иной канон с акростихом: «Добрых податель, злых избавь меня, Иосиф», второго гласа, ирмос (начало: «Державу вражию»). В рукописях и печатных изданиях содержатся песнопения Киру и Иоанну, не вошедшие в современные богослужебные книги. 31 января: отпустительный тропарь пятого гласа; дополнительные икосы для кондака третьего гласа. 28 июня: отпустительный тропарь пятого гласа; кондак третьего гласа «Великое врачевство вселенныя» с несколькими икосами; анонимный канон третьего гласа, без акростиха, ирмос (начало: «Те, кто от Бога Человеколюбца благодать»); канон плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, без акростиха, ирмос (начало: «От дарований Духа»), со второй песнью. Существование изображений Кира и Иоанна в доиконоборческий период известно исследователям по письменным источникам: икона «Деисус» с коленопреклонёнными Киром и Иоанном упоминается в Житии святых, составленном Софронием Иерусалимским.

 



 
PR-CY.ru