КИР и ИОАНН - Страница 2

Второе греческое Житие имеет некоторые отличия от первого. По его версии, Кир был родом из Александрии и врач по профессии. Он принимал больных в помещении, которое находилось в церкви Трёх отроков вавилонских, и лечил не только телесные, но и душевные недуги и многих обратил в христианскую веру. Узнав от завистливых людей, что врач отвращает жителей города от почитания языческих богов, правитель приказал схватить его. Кир удалился в небольшое селение в Аравийской пустыне, принял монашество. Там он продолжал исцелять не лекарствами, а молитвой и проповедью. После начала гонений на христиан императора Диоклетиана (284–305 гг.), к Киру из Иерусалима пришёл благочестивый воин Иоанн и стал подвизаться вместе с ним (в некоторых рукописях сказано, что Иоанн был родом из Эдессы). Когда в Канопе были схвачены три девы и их мать (старшей здесь названа Феоктиста, а не Феодота), Кир и Иоанн отправились туда, чтобы укрепить будущих мучениц перед страданиями. Они были арестованы и доставлены на допрос к Сириану, правителю Канопа (а не Александрии). Дата кончины Кира и Иоанна указана только по юлианскому календарю. Впоследствии Александрийский архиепископ Феофил I (384–412 гг.), при содействии императора Феодосия I (379–395 гг.) воздвиг храм Апостолов в Канопе и храм Евангелистов в Минуфе, куда 28 июня святитель Кирилл, преемник Феофила, перенёс мощи святых. Три Слова, связанные с перенесением мощей Кира и Иоанна, обычно атрибутируются Кириллу Александрийскому и включены в корпус его сочинений. Из кратких предисловий к речам исследователям известно, что все они были произнесены перед насельниками монастыря Метанойя в Канопе: первая – в обители до перенесения мощей, а вторая и третья – уже после этого события в церкви св. Апостолов того же монастыря и в церкви св. Евангелистов в Минуфе соответственно. В первой (очень краткой) речи автор прославляет добродетели (мужество и стойкость), подобающие всем святым (Кир и Иоанн не упоминаются); вторая речь напоминает о недавнем перенесении мощей Кира и Иоанна; в третьей описывается, как христианский культ мучеников-целителей пришёл на смену языческому оракулу. Луи Мари Оливье Дюшен, исходя из исторического контекста, высказал сомнения по поводу авторства святителя Кирилла и его участия в перенесении мощей. По версии Л. Дюшена, это событие следует относить к правлению монофизитского Александрийского патриарха Петра III Монга, по инициативе которого в 480 гг. в Минуфе было разрушено тайное языческое капище. Однако Д. Монтсеррат подтвердил традиционную датировку перенесения мощей Кира и Иоанна. В свою очередь, Ж. Гаску, проведя историко-филологический анализ речей, также усомнился в их принадлежности Александрийскому архиепископу и высказал предположение, что они были составлены более поздним автором, подражавшим святителю. Впоследствии церковь св. Евангелистов в Минуфе была переименована в честь Кира и Иоанна. В VI в. она стала известным центром паломничества благодаря исцелениям, которые происходили у мощей мучеников. Получив избавление от болезни глаз, монах Софроний в благодарность написал между 610 и 620 гг. Панегирик в честь Кира и Иоанна и составил сборник из описаний 70 их чудес, о которых он слышал, путешествуя по Египту и Палестине с Иоанном Мосхом, предварив его Вступлением (по мнению Ж. Гаску, все три текста являются единым сочинением).

 



 
PR-CY.ru