КИР и ИОАНН

КИР и ИОАНН – мученики-бессребреники вместе с мученицами Феодотией (Феодотой), Феоктистой, Евдоксией и Афанасией (память 31 января; 28 июня – перенесение мощей Кира и Иоанна). Основные сведения о Кире и Иоанне сохранились на греческом, латинском, арабском и грузинском языках. В рукописи, датируемой её первым издателем А. Маи XIII в., а другими исследователями – X в., содержится свод текстов, практически полностью посвящённый Киру и Иоанну. В него входят два анонимных Жития, три кратких Слова (Oratiunculae) под именем Кирилла Александрийского (412–444 гг.) и корпус монаха Софрония (впоследствии Иерусалимский патриарх Софроний I), включающий Вступление, Панегирик и Чудеса. Первое греческое Житие, сохранившееся в рукописи 1607 г., не имеет начала, полный текст содержится в других рукописях. Исследователь Ж. Гаску считает, что Житие было составлено в последние десятилетия VI в. или в начале VII в., поскольку в рукописи X в. к нему примыкает описание пяти чудес Кира и Иоанна, датируемое 24-м годом правления императора Ираклия I (т.е. 634/635 г.). Второе греческое Житие в рукописи 1607 г. имеет лакуны; целиком текст содержится в рукописи Исторического музея и в Минологии X/XI в. Оба Жития были изданы Жан-Полем Минем под именем Софрония I, однако, по мнению исследователей, ему не принадлежат. Существуют также редакция Жития Кира и Иоанна, составленная в X в. Симеоном Метафрастом и переведённая на латинский язык в XVI в. Лаврентием Сурием, и ещё одна более поздняя редакция в Минологии XII в., начало которой было опубликовано Т. Ниссеном, который отметил имеющиеся в ней заимствования из Метафрастовой редакции. Т. Ниссен установил, что латинский перевод данной версии был выполнен в 1643 г. болландистом Отто ван Зейлом по одной из рукописей или по её копии. Кроме того, ван Зейл перевёл 15 описаний чудес из корпуса монаха Софрония. Согласно первому греческому Житию, Кир был монахом (поэтому он также именуется авва Кир), Иоанн – солдатом, оба жили в египетском городе Каноп. Они были арестованы вместе с тремя юными девами Феодотой (15 лет), Феоктистой (13 лет), Евдоксией (11 лет) и их матерью Афанасией и доставлены на допрос к правителю Александрии Сириану. За отказ принести жертвы идолам правитель подверг христиан пыткам, а затем приказал обезглавить. Мученики пострадали в шестой день мехира (31 января) вскоре после кончины Александрийского епископа Петра  (300–311 гг.). Останки святых были положены в церковь апостола Марка в Александрии. Позднее Кирилл Александрийский по повелению ангела, явившегося ему во сне, перенёс мощи мучеников в город Минуф (Менутис) близ Канопа, в церковь Евангелистов, чтобы изгнать из этой местности демона по имени Мануфи, который являлся в женском обличии и давал ложные предсказания. После того как многие больные и бесноватые получили исцеление от мощей Кира и Иоанна, языческие жрецы попросили святителя Кирилла крестить их, а святилище демона было занесено песком и размыто морем. Тот факт, что дата кончины мучеников приведена не только по юлианскому, но и по коптскому календарю, по мнению исследователей, указывает на распространение данной редакции Жития в Египте в Средние века.

 



 
PR-CY.ru