КИР и ИОАНН - Страница 9

Широкое почитание Кира и Иоанна в этот период, составление служб и канонов мученикам свидетельствуют о наличии их изображений в том числе и на предметах мелкой пластики, однако недостаточная изученность вопроса не позволяет исследователям привести точные данные. К наиболее ранним живописным образам святых исследователи относят фрески диаконника капеллы св. Врачей-бессребреников в римской церкви Санта-Мария-Антиква (705–707 гг.). Ещё одна фреска с образом Кира (757–767 гг.; в надписи назван «ΑΒΒΑΚΥΡΟ(ς)») находится в нише в атриуме той же церкви: длиннобородый старец держит в руках ларец со снадобьями и медицинский инструмент. На складне из слоновой кости константинопольской работы, так называемом Боррадейльском триптихе (X в., Британский музей, Лондон), изображения Кира и Иоанна представлены в полукруглом завершении боковых створок. Ко времени создания триптиха их иконография вполне сложилась, и в соответствии с агиографическими сведениями Кир изображён седоволосым старцем с небольшой заострённой и раздвоенной бородой, в монашеской мантии; Иоанн – юношей, с едва пробивающейся бородой, облачён в хитон и гиматий. В руках они держат кресты. В памятниках византийского времени Кир может изображаться не только в мантии, но и, как его сподвижник, в хитоне и плаще. В руках помимо крестов нередко держат ларцы. Кир и Иоанн изображены на минейной иконе второй половины XI в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае (так называемом Синайском диптихе). В «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) описание облика Кира и Иоанна приведено в разделе «Святые бессребреники»: «Св. Кир, старец плешивый, с длинною раздвоенною бородою»; «Св. Иоанн, с проседью в остроконечной бороде». В рукописях изображения Кира и Иоанна помещались под 31 января, днём памяти, и (реже) под 28 июня, днём перенесения их мощей. Вместе они представлены в Минологии Василия II (первая половина XI в.) – в сцене мучения; в месяцеслове Служебного Евангелия (конец XI в.) – в рост; в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Житии Димитрия Солунского – в сценах мучения и перенесения мощей (1322–1340 гг.). В греко-грузинской рукописи конца XV в. (так называмой Афонской книге образцов; Российская национальная библиотека) Кир и Иоанн представлены оплечно в медальонах рядом с другими мучениками; Иоанн – средовек с короткими тёмными волосами и округлой короткой бородой, в гиматии, Кир – седовласый старец с остроконечной бородой средней длины, в монашеской мантии. В минейной части рукописи они представлены в рост, с крестами в руках (под 31 января и под 28 июня). В средневизантийский и поздневизантийский периоды образы Кира и Иоанна встречаются во многих храмовых ансамблях, их местоположение определяется программными особенностями памятника. В церкви Панагии Халкеон в Фессалонике (около 1028 г.) их изображения помещены в алтарной части, под святительским чином, вместе со святыми целителями Ермолаем и Фалалеем, у всех врачей в руках – медицинские атрибуты. В кафоликоне монастыря Осиос Лукас (1030 гг.), где теме врачей-бессребреников отведено значительное место в программе декора, Кир и Иоанн представлены на крестовом своде нартекса, рядом с Космой и Дамианом, в руках у них кресты.

 



 
PR-CY.ru