КИР и ИОАНН - Страница 7

Служба, написанная гимнографом Георгием, была помещена под 31 января и сохранилась в рукописи XI в. (Институт рукописей имени Корнелия  Кекелидзе). Она содержит пять стихир на «Господи, воззвах», прокимен второго гласа «Живая вода, Христос Бог, взывающий в сердце твое» и канон (начало: «Облеки мя силою против cтрастей, Христе, яко милостив Ты еси») с ирмосами четвёртого гласа «Моря чермную пучину». Другая служба, написанная гимнографом Иосифом Песнописцем, была помещена под 28 июня (перенесение мощей святых) и дошла в Минее XI–XII вв., хранящейся в библиотеке Иерусалимской патриархии. Служба содержит стихиру на «Господи, воззвах», прокимен второго гласа и канон (начало: «Силы врага силой непобедимого духа разрушайте, Богожелательные») с ирмосами второго гласа «Грядите, людие». Согласно Типикону Великой церкви IX–XI вв., память Кира и Иоанна отмечается 31 января и 28 июня. 31 января описывается праздничное последование: на Пс. 50 поётся тропарь первого гласа или плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа «Чистая Святого Духа благодать…»; прокимен из Пс. 67, Апостол 1 Кор. 12:7–11, аллилуиарий со стихом из Пс. 33, Мф. 10:1, 5–8, причастен Пс. 32:1. 28 июня богослужебное последование Киру и Иоанну подробно не описано. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Кира и Иоанна отмечается в те же дни, что в Типиконе Великой церкви. 31 января совершается праздничная служба с пением на утрене «Бог Господь»; указан отпустительный тропарь пятого гласа (тот же, что и в Типиконе Великой церкви), кондак второго гласа, цикл стихир-подобнов и два самогласна (по одному на вечерне и на утрене), канон, после девятой песни канона – светилен, характерный для средних праздников в Студийском уставе; на литургии указания те же, что и в Типиконе Великой церкви. 28 июня последование Кира и Иоанна соединяется с последованиями Октоиха и предпразднства апостолов Петра и Павла и включает отпустительный тропарь первого гласа; кондак (тот же, что и 31 января), канон, цикл стихир-подобнов и один самогласен на вечерне, после девятой песни канона – светилен; на литургии – ссылка на 31 января. В рукописных славянских Минеях студийской традиции 31 января помещается последование, включающее кондак третьего гласа с икосом, цикл стихир-подобнов, канон, седален. Славянские студийские Стихирари XII–XIV вв. 31 января назначают также два самогласна. 28 июня в Минеях (например, Исторического музея, XII в.) помещены два последования: предпразднства памяти апостолов Петра и Павла и Кира и Иоанна; последнее состоит из канона, цикла стихир и седальна. В Евергетидском Типиконе второй половины XI в., отражающем малоазийскую редакцию Студийского устава, память Кира и Иоанна отмечается 31 января; последование включает отпустительный тропарь (тот же, что в Студийско-Алексиевском Типиконе), кондак, канон, цикл стихир-подобнов и один самогласен, седален; канон и стихиры на «Господи, воззвах» исполняются на 6; после девятой песни поётся праздничный светилен; на литургии указан только прокимен из Пс. 15, аллилуиарий со стихом из Пс. 132 и причастен Пс. 32:1. В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южно-итальянскую редакцию Студийского устава, память Кира и Иоанна отмечается 31 января и 28 июня; последование 31 января включает отпустительный тропарь (тот же, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе), кондак, канон, цикл стихир-подобнов, три самогласна, светилен, седален.

 



 
PR-CY.ru