КИЙ-ОСТРОВСКИЙ КРЕСТНЫЙ ОНЕЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 8

В других постройках Кий-острова известняк использовали преимущественно в архитектурных деталях: дверных и оконных перемычках, подоконниках, в фигурном оформлении порталов и дверных проёмов. Иногда известняковым блокам придавался несложный профиль. Глину для строительных целей брали в устье реки Онеги, на монастырском Белом дворе. В XVII в. в Кий-Островском монастыре были изразцовые печи. Сохранилась челобитная «печного мастеришки» Степанки Мартынова патриарху Никону: «Труждался я, сиротка, в твоём государевом строении в Крестном монастыре восемнадцать недель и делал я, сиротка, в твоём государевом строении в Крестном монастыре семнадцать сот пятьдесят образцов мурамлённых и белых тысяча полтораста образцов, да три печи клал, да твоих же государевых крестьян из Крестного монастыря трёх выучил образцов делать и печей класть» (Российский государственный архив древних актов). Исследователи полагают, что мастерами, которых обучил Мартынов, были вонгудские крестьяне Пронька Годовиков и Ларка Дудников. В 1672 г. они «делали и обжигали образцов в монастырь на три печи» (Российский государственный архив древних актов). Деревня Вонгуда, находящаяся в нижнем течении реки Онеги, издревле известна как центр гончарного производства. Изделия из грубой керамики вонгудских мастеров закупались монастырём. Строительный лес хвойных пород (сосна, ель) привозили на остров с материка: по реке Онеге располагались крупные лесные массивы. Древесину завозили преимущественно в готовых к строительству формах. Так, в XVII в. на остров поставляли слеги еловые, брус, тёс, курицы, брёвна сосновые. В XVIII в. крестьяне из разных волостей по подряду поставляли в Кий-Островский монастырь сосновый тес, не менее трёх саженей длиной, а также сосновые брёвна той же длины. В 1764 г. Кий-Островский монастырь лишился лесных угодий на материке, поэтому в XIX в. нуждался «в строевом лесе для построек монастырских, а тем более в дровах». Обитель имела «небольшую лесную дачу, находящуюся на материке в 25 верстах от монастыря, но лесного материала для построек крайне недостаточно, а дров вовсе нет» (Государственный архив Архангельской области). В XIX в. город Онега стал крупным лесопромышленным центром, и Кий-Островский монастырь приобретал лес через Онежскую лесную контору. Из подсобных строительных материалов широко использовали металл, слюду, стекло, в деревянном строительстве – мох для прокладки. Последняя кузница построена на острове в 1870 г. Кузнецы работали по найму, по мере надобности. Так, в 1657 г. каргопольский кузнец Ондрюшка Васильев «работал в монастыре... всякое кузнешное дело всё лето», а в 1658 г. вонгудский кузнец Сергушка Фёдоров ковал «тридцать недель на монастырское строение у каменной церкви связи и гвоздье и всякое кузнешное дело» (Российский государственный архив древних актов). В XVII в. готовые изделия кузнечного ремесла приобретали для обители также в Каргополе и в монастырских вотчинах. Среди поставщиков металла в XVII в. – каргополец Стефан Никитин, у которого куплено «на заслоны железа полишного»; кузнец Никифорко Козьмин Порожской волости, продававший гвозди; кузнец Матюшка Евтихеев Устьянской волости, ковавший «три заслона печных», и др. (Российский государственный архив древних актов).

 



 
PR-CY.ru