КИЙ-ОСТРОВСКИЙ КРЕСТНЫЙ ОНЕЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - Страница 4

Кроме того, Кий-Островский монастырь снаряжал на отдалённые рыбные промыслы в Кольский уезд работников «на лодейках и мелких судах» во главе с монастырскими старцами, которые везли с собой православные служебники. Традиционным занятием поморских вотчин был «зверобойный промысел» и солеварение. В качестве оброка с крестьян взималось «сало ворванье». Кий-Островский монастырь самостоятельно добывал соль на реке Онеге. Соль также взималась в качестве оброка с вотчинных крестьян (в 1679 г. – 1550 пудов). Часть рыбы, звериного сала, соли и других продуктов и товаров обитель продавала через свои подворья, до 1679 г. не выплачивая таможенных сборов. Крестьяне, населявшие более южные вотчины монастыря, Каргопольский и Турчасовский уезды, занимались земледелием и скотоводством. В 1679 г. с крестьян взималось 500 четвертей «хлебных и всяких припасов». Своего хлеба населению вотчин не хватало, и его выменивали в Каргополе и на Ваге на соль, звериное сало и рыбу. Архимандрит Сергий писал, что «без покупного хлеба кормитце им будет нечем, потому что живут близко моря, межи мхи и болота и хлеб по вся годы позябает». Вотчинные крестьяне платили государственные подати и монастырский оброк, кроме того, выполняли монастырские повинности в форме заготовки и поставки леса, брёвен, тёса, досок, сена, дров, угля; строили каменные и деревянные здания. Среди наёмных работников Кий-Островского монастыря документы ХVII в. упоминают лесосеков, дровосеков, сплавщиков леса, возчиков, косарей, землекопов, плотников, каменщиков, кирпичников, солеваров, «лодейного и цренных» мастеров. Оплата труда наёмных рабочих производилась деньгами, реже – натурой. Например, крестьянам Порожской волости на Онеге за сплав леса платили по рублю за 100 брёвен, а землекопы и плотники, строившие монастырский собор в 1658 г., получали по алтыну в день. Житель Мудюжской волости Семён Власов подрядился сделать 100 вёдер за 38 алтын 2 деньги и 100 скамеек за 1 руб. 20 алтын. В 1660–1670 гг. положение вотчинных крестьян ухудшилось из-за введения медных денег. Как следует из челобитной архимандрита Феофана царю, в 1667 г. крестьяне более чем 20 волостей и деревень отказались платить «денежные и всякие оброки и подати царские и монастырские» и «изделий никаких не делают». В 1673 г. крестьяне приходили в Кий-Островский монастырь и говорили «недобре вежливо», чтобы им «монастырской страды не страдать и за всякие взносы и сделья платить по 2 руб. с выти вместо прежних 10». Для расправы с бунтовщиками был послан дворянин со стрельцами. Выступления крестьян усмиряли и при помощи монастырских стрельцов, которых набирали из населения вотчин; они получали монастырское жалованье. Кий-Островский монастырь «имел крестьян более даже, чем имела в то время знаменитая Соловецкая обитель». Вотчинные земли простирались в Поморье по Онежскому берегу, а также вдоль реки Онеги – от низовьев до среднего течения. Благодаря поддержке царя Алексея Михайловича и покровительству патриарха Никона Кий-Островский монастырь стал крупнейшим землевладельцем. В 1656–1657 гг. обители были переданы в качестве вотчинных земель территории в Поморье и по реке Онеге, в Каргопольском и Турчасовском уездах.

 



 
PR-CY.ru