КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 9

Если по графике квадратно-ромбовидная киевская нотация может быть в какой-то мере сопоставима с западной нотацией, то на уровне алгоритма передачи звуковысотной системы в ней выявляются параллели с традиционной для Руси знаменной нотацией (в её поздней форме, с крыжевыми и сипавыми пометами). Киевская нотация получила распространение с середины ХVII в., когда украинскими и белорусскими певчими были принесены на север традиции церковного юго-западнорусского пения и линейного нотописания. Поскольку партесное пение и киевская нотация появились в Московии одновременно, многие исследователи стали воспринимать эти новшества во взаимосвязи. Иван Алексеевич Гарднер констатировал, что линейная нотация стала быстро входить в употребление в Московской Руси, когда был отмечен «полный переворот как во всей церковной жизни, так и в системе богослужебного пения, в котором было допущено многоголосие». Исследователи полагают, что киевскую нотацию оценили сквозь призму восприятия многоголосия потому, что и первая и вторая стали принципиально новыми явлениями для русского церковного пения и нотописания середины ХVII в. В отличие от партесного пения юго-западнорусские распевы (киевский распев, родственный знаменному, греческий и болгарский), представляющие традиционные певческие стили, по мнению исследователей, не воспринимались певчими Московии как неразрывно связанные с киевской нотацией, и во второй половине XVII в. их часто записывали крюками (очень редко также и партесное многоголосие). На ранние формы киевской нотации югозападнорусского монодийного пения исследователи обращали меньше внимания, поскольку в Московию было привезено мало Ирмологионов первой половины ХVII в., и они были почти неизвестны. Лишь некоторые учёные отмечали, что киевская нотация применялась «первоначально для записи одноголосных старых распевов», тогда как две разновидности киевской нотации, предназначенные для монодийного и партесного пения, возникли в Юго-Западной Руси в конце ХVI в. почти одновременно. В Московской Руси стилевой спектр древнерусского пения, нотированного «киевским знаменем», был значительно расширен. Многие певческие книги знаменного распева были представлены либо в виде двоезнаменников, либо со временем только с киевской нотацией. Нотами были записаны киевский, греческий, болгарский распевы, демественное пение; в Ирмологионах ХVIII в., составленных в России, – авторские распевы (например, герасимовский распев). Многораспевный контекст русского одноголосного пения был расширен благодаря украинским и белорусским образцам, распространявшимся в нотолинейной записи. Кроме этого, во второй половине ХVII в. с помощью киевской нотации были составлены «партитуры» многоголосных обработок разных монодийных напевов (см. ст. Киевский распев), строчного пения. В старообрядческой среде линейная нотация, как правило, не использовалась; исключением исследователи считают знакомство с ней некоторых мастеропевцев Выга, и наличие её элементов в певческих книгах и азбуках (см. в ст. Выголексинское общежительство). Отдельное стилевое направление составили партесные концерты и гармонизации, зафиксированные киевскую нотацию.

 



 
PR-CY.ru