КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ

КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ, киевское знамя – нотолинейная система записи одноголосных и многоголосных богослужебных песнопений РПЦ, разработанная на западно-украинских и западно-белорусских землях не позднее начала 1590 гг. Для записи мелоса используется пятилинейный нотный стан. В середине ХVII в. киевская нотация была принесена украинцами и белорусами в Москву, где в конце столетия в одной из певческих азбук получила название «киевское знамя». В Московской Руси киевская нотация применялась для записи одноголосных песнопений и многоголосного партесного пения. Наименования киевской нотации и её элементов (ключей, нот, длительностей и др.) известны исследователям из двознаменных певческих азбук и музыкально-теоретических трактатов о партесном пении второй половины ХVII в., составленных, как плагают исследователи, с участием украинских певчих (см.: «Сказание – како подмечати над российским знаменем столповым в странных и простых согласиях, где прилучится, русскою согласною пометою против киевския шкали (т.е. звукоряда) и против существа» // Российская национальная библиотека). Линейная нотация называлась также «органопартесной» (см., например: «Извещение о согласнейших пометах, снесённых (т.е. соотнесённых) с нотами органопартесными» // Российская национальная библиотека, 1690 гг.). В работах украинских исследователей киевская нотация нередко именуется «ирмолойной» по причине её применения в украинских и белорусских Ирмологионах – певческих сборниках смешанного типа конца XVI – XIX вв. Поскольку с рубежа ХVII и ХVIII вв. киевская нотация стала преобладать в певческих книгах РПЦ (знаменная нотация продолжала применяться в старообрядчестве), вопросы её генезиса и особенности графики рассматривались во многих научных и научно-популярных трудах, посвящённых истории русской церковно-певческой культуры. Несмотря на это, история киевской нотации изучена недостаточно, её позднейшие графические формы часто принимаются за ранние. Причина ошибок, по мнению учёных, – в недоступности для большинства исследователей таких источников по киевской нотации, как украинско-белорусские Ирмологионы конца ХVI – первой половины ХVII вв., и, как следствие – невозможность сличить графику ранней киевской нотации и западного нотного письма. Рассматривая западноевропейские прототипы киевской нотации, исследователи иногда определяют её как «латинскую» или «униатскую», т.е. смешивающую «католический и восточно-православный тип богослужебного пения и его нотации». Однако к 1596 г., когда была провозглашена Брестская уния, послужившая основой для возникновения Украинской и Белорусской греко-католических церквей, киевская нотация уже существовала: она присутствует в Ирмологионе православного Супрасльского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыря, составление одного из разделов которого, судя по филиграням, приходится на 1594–1596 гг. Поскольку в начальной форме киевской нотации уже тщательно разработаны способы обозначения ритма и звуковысотности напевов, исследователи предполагают, что как система она сформировалась до 1596 г.

 



 
PR-CY.ru