КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 5

Для партесных поголосников она была определяющей уже в начале XVII в., когда квадратная киевская нотация составила отдельную функциональную разновидность наряду с крюковидной ирмолойной. «Утолщение» нот заметно и по «одинарным» (половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая), и по «двойным» знакам (целая, бревис, лонга). Вариантами квадратных начертаний становятся прямоугольники. Благодаря «квадратности» киевской нотации у исследователей возникает аналогия со средневековой европейской квадратной нотацией. Исследователи не исключают, что квадратная киевская нотация такого вида попала в тексты Ирмологионов из партесных поголосников, составленных в начале ХVII в. во Львовском братстве. Ирмолойную киевскую нотацию среднего этапа исследователи характеризуют двумя отличительными признаками: формой целой ноты (два квадрата, расположенные по вертикали через терцию) и наличием кустодов в нотном тексте с сохранением их функции. В нотных текстах ряда Ирмологионов изображение целой, напротив, утратило чёткость (два «пятнышка» неопределённой формы). В поздней киевской нотации (со второй половины ХVII в.) признак «квадратности» остаётся определяющим (ср. её разговорное название – «топорики»). Удобство бокового нажима пера всё чаще приводит к более или менее выраженному наклону нот вправо, благодаря чему становится заметным их ромбовидный крен (в этом случае целая-статия несколько напоминает сложитие знаменной нотации). Этим поздняя киевская нотация больше напоминает исследователям западное письмо, чем ранняя. Однако идеально чёткое западноевропейское ромбовидное письмо и киевская нотация с наклонными нотами исследователи различают по расположению штиля. В симметричной западноевропейской ноте-ромбе он закреплён ровно посередине в одной точке, тогда как в асимметричных нотах киевской нотации – с правой стороны, что позволяет считать их наклонными квадратами или прямоугольниками, а не ромбами. Если в конце XVI в. юго-западнорусские переписчики намеренно выбрали графическую форму нотных знаков, отличную от западноевропейской, то во второй половине ХVII в. эта идея утратила актуальность, и вид нотных знаков был в большей степени «европеизирован», что было отражением общего интереса к западной культуре в то время, сказавшегося, в частности, в появлении партесного многоголосия, музыкально-теоретическое осмысление особенностей которого выразилось в русской и западной тональных системах и терминологии. В поздней киевской нотации изменилось начертание целой ноты, которая приобрела вид двух ромбов (сдвоенный западноевропейский семибревис; её геометрическая чёткость особенно наглядна для исследователей в старопечатных нотных изданиях, начиная с Ирмологиона 1700 г.). Но головки других знаков киевской нотации сохранили прежние квадратно-прямоугольные начертания. В графике Ирмологионов второй половины ХVII–ХVIII в. исследователи видят стремление сделать наглядной метрическую организацию напева, проявившееся в объединении нот в группы, где единицей измерения времени была целая нота-«такт» в двух метрических вариантах: чаще двудольном (из двух половинных нот), иногда трёхдольном (из трёх половинных).

 



 
PR-CY.ru