КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 2

В униатских Ирмологионах киевская нотация применялась параллельно православной традиции примерно со второй четверти ХVII в. (время, с которого исследователи определяют принадлежность к униатству тех или иных церквей и составленных в них певческих сборников). Поскольку православные монастыри (например, белорусские Жировицкий, Супрасльский и др.) стали греко-католическими в ХVII в., традиция письма «киевским знаменем» уже успела закрепиться в них до момента перехода их в унию. Нина Александровна Герасимова-Персидская предположила, что создатель киевской нотации мог происходить из протестантской среды, что исследователи не могут ни подтвердить, ни оспорить, хотя применение линейной нотации протестантами действительно имело для православных важнейшее значение и служило дополнительным доводом для возможности перехода к новому типу письма. Аргументом против узко конфессиональной характеристики киевской нотации исследователи считают то обстоятельство, что линейная нотация, возникшая в XI в. в церковно-певческой традиции, получила в Западной Европе в ХVI в. всеобщее распространение и применялась не только в нотах Римско-католической церкви и всех протестантских церквей, но и для записи светской вокальной и вокально-инструментальной музыки, а в виде ритмических знаков – во всех типах табулатур (французской, итальянской, испанской, немецкой), в том числе фиксирующих духовные песни, исполняемые с инструментальным сопровождением. Южнорусские книжники использовали в киевской нотации самые общие принципы западноевропейской линейной нотации, не связанные с той или иной конфессией и присущие сборникам разного происхождения и назначения. В конце ХVI в. православным юго-западнорусским певчим был необходим универсальный тип нотации для записи песнопений трёх певческих стилей, распространённых в данном регионе: 1) знаменного распева украинско-белорусских редакций, 2) греко-балканских поствизантийских песнопений XVI в. (мелизматических) и новых песнопений XVII в. того же происхождения (болгарского распева, греческого распева; разной мелодической структуры), в том числе записанных в то время в поздневизантийской нотации, 3) партесного многоголосия нового стиля, разработанного в конце ХVI в. в юго-западно-русских братствах, и новых одноголосных напевов юго-западнорусской церкви, стилистически сходных с партесными. Духовный кант (жанр песенного творчества эпохи барокко), широко распространившийся на украинских землях с конца ХVI в., был впервые зафиксирован с помощью киевской нотации в трёхголосном виде в 1649 г. (впоследствии сборники духовных и светских кантов переписывались и издавались на Севере и Юго-Западе Руси). Исследователи предполагают, что стимулом к освоению православными Юго-Западной Руси в конце ХVI в. нотолинейной системы также было намерение организовать нотопечатание, поскольку римско-католические печатные ноты имели хождение с конца XV в., а протестантские канционалы и сборники духовных песен с другими названиями – с конца 1510 гг. Тиражирование певческих сборников могло значительно упрочить в регионе позиции православной церкви, однако оно началось лишь через столетие – в 1697 г. в Супрасле и в 1700 и 1709 гг. во Львове. Эти издания стали первыми восточнославянскими старопечатными певческими книгами с квадратной киевской нотацией.

 



 
PR-CY.ru