КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 7

Это, во-первых, знак, проставленный в мелодических строках на месте «припевов» (например, в песнопении «Блажен муж» начиная со второй строки – Институт рукописей Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского, 1640 гг.) или (реже) фитных мелодий; во-вторых, ряд значков-«рисунков» («решётка», «цветок», «звёздочка» и т.п.), применявшихся с той же целью в масштабных песнопениях, имеющих несколько «припевов» (см. полиелей «мултанский» (т.е. молдавский) в Супрасльском Ирмологионе Института рукописей Национальной библиотеки Украины имени В.И. Вернадского, 1596–1601 гг.). Киноварные «крестики» или восьмиугольные «звёздочки» проставлялись в нотной строке на месте случайно пропущенного переписчиком фрагмента нотного текста (соответствующая вставка с таким же значком выписывалась на поле страницы). Длительные мелодические синтагмы (фитные и нефитные) выделялись в песнопениях квадратными или фигурными скобками, «звёздочками» и т.п. Для маркировки фит из знаменных рукописей в нотолинейные Ирмологионы «перешёл» знак «θ» (без окружающих крюков). Он проставлялся по желанию переписчика: в начале или конце нотной записи распева фиты, вместо него и даже в строке словесного текста под точно выписанным фитным распевом. Знак «θ» указывал на необходимость спеть фиту по памяти, подобно тому как распевались на память фитные формулы безлинейных текстов. Набор основных знаков киевской нотации включал кроме нот ключи и бемоли, отражающие звуковысотное положение и интервальную структуру церковных напевов. Названия ключей соотнесены со звукорядом и приведены в поздних азбуках. Цефаутные ключи проставлялись в партиях голосов разной тесситуры на всех линейках (начиная с нижней в восходящем направлении): дискант, альт-крыжак (высокий альт), альт, тенор, бас. Для записи в разных тональностях применялись бемоли и диезы, что влияло на расположение тонов и полутонов на нотоносце и меняло релятивное название ключа (например, для «дурального» звукоряда – це-фа-ут, для «бемулярного», при том же расположении ключа, – це-сол-ут и т.п.). В записи монодийных песнопений украинско-белорусских Ирмологионов использовалась «абсолютно-релятивная» киевская нотация, в которой интервалику мелодии регулировали ключи и бемоли; «абсолютной» исследователи считают функцию ключа, проставленного в начале песнопения. Значение бемоля несколько различалось в зависимости от того, ставился он при ключе или отдельно. Возле цефаутного ключа в начале песнопения мог ставиться только один бемоль (для обозначения бемолярного звукоряда), который обозначал низкое высотное положение («понижение») тех ступеней, которые в монодийных ладах осмогласия в принципе были переменными (в абсолютной записи – си-бекар/си-бемоль и/или ми-бекар/ми-бемоль и др.), а в исполнительской практике они звучали в мелодических оборотах и без письменных указаний (ср. с западной musica ficta). Если же бемоль ставился отдельно вместо ключа (на линейке), то перенимал его функцию и маркировал высоту не своей ступени ut/fa, а нижележащего «си (ми) бекара». В любом случае функции дурального ключа и бемоля совпадали в том, что оба они обозначали верхний звук полутона, независимо от реальной высоты звука и принципа прочтения звукоряда (в семизвучной системе do-si или в шестизвучной (гексахордной) ut-la).

 



 
PR-CY.ru