КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 6

Целая нота из двух ромбов стала самым оригинальным элементом киевской нотации, своеобразие которого отмечено многими историками музыки (так, Оскар фон Риземан назвал её «двухголовой»). Высоту звука целой ноты определяет промежуток между двумя нотными головками (как в ранней целой-статии – между двумя чертами). Незнание этого факта иногда приводило к ошибочному прочтению киевской нотации, особенно в начале советского периода, когда церковно-певческая книжность изучалась мало (см., например, работу Бориса Ивановича Загурского, где целые ноты были расшифрованы терциями как два латинских семибревиса и традиционное кантовое трёхголосие «сменялось» шестиголосием при появлении целых нот в тексте оригинала). В 1675 г. лютеранский пастор Иоганн Гербиний опубликовал в книге о Киево-Печерской лавре оригинальный рисунок под названием «notae musicae ruthenorum». Этот четырёхстрочный набросок партесного поголосника с «рутенской» нотой и подтекстовкой «Слава Тебе, Боже наш» приводился в трудах по истории церковного пения и нотации протоиерея Димитрия Разумовского, Александры Сергеевны Цалай-Якименко, Р.Л. Поспеловой и др. Хотя Иоганн Гербиний посещал Вильно и, возможно, Киево-Печерскую лавру и видел певческие книги, его рисунок, судя по графике, исследователи считают неточной копией неизвестного украинского или белорусского протографа. Изображённые им «двойные» ромбы-целые и «квадратные»-восьмые действительно соответствуют нормам киевской нотации второй половины XVII в., однако другие ноты (например, одинарные ромбы без штилей) отсутствуют и отражают влияние западного нотного письма, хорошо известного Иоганну Гербинию, в том числе по нотным протестантским канционалам. Изображение ключа «С» в виде наклонённой скобки по доступным певческим книгам исследователям неизвестно. Исследователи полагают, что зарисовка «рутенских» нот была сделана им по памяти или в спешке, вследствие чего она не может быть признана надёжным источником, точно отражающим партесную киевскую нотацию второй половины XVII в. Заметные изменения в графике киевской нотации отмечены в Ирмологионах Киево-Печерской лавры 1720 гг. После пожара 1718 г. необходимо было пополнить утраченные книжные фонды, и началась работа по подготовке певческих изданий. В 1720 гг. здесь было создано несколько печатно-рукописных Ирмологионов с необычной для Украины ромбовидной киевской нотацией, близкой к западному типу. Этот технический эксперимент не имел удачного завершения, и издание полупечатных Ирмологионов прекратилось в лавре до начала XIX в. (подробнее см. в ст. Издательства и издания духовно-музыкальные). В возобновившейся рукописной практике XVIII–XIX вв. киевская нотация снова стала традиционной (квадратно-прямоугольной с наклонными нотами) и больше не менялась. В разных списках Ирмологионов XVII–XVIII вв. применялся набор дополнительных графических элементов киевской нотации. Особое внимание уделялось значкам, отражающим особенности композиции напевов и позволяющим сжато записать песнопение с точно повторяемыми музыкальными фрагментами.

 



 
PR-CY.ru