КИЕВСКАЯ НОТАЦИЯ - Страница 3

В певческой и музыкально-теоретической книжности Московской Руси графическая система киевской нотации является результатом органичного соединения разнородных элементов, заимствованных из нотаций разного происхождения: западноевропейских хоральной квадратной и мензуральной, а также русской знаменной. О родстве киевской нотации с западными нотациями писали ряд зарубежных исследователей. Проанализировав их суждения и рассмотрев киевскую нотацию второй половины ХVII – начала ХVIII вв., Римма Леонидовна Поспелова отметила, что по графике («сплошная зачернённость нотных головок, их квадратно-ромбовидные очертания, бестактовость») киевская нотация «восходит к общему типу римской квадратной нотации» и «родственна более архаичным типам нотаций квадратно-мензуральной конституции». По способу же выражения ритма киевская нотация – «это позднемензуральная нотация, точнее, ранняя барочно-мензуральная, т.е. фактически нотация Нового времени на начальном этапе («на выходе от мензуральной»)». Самобытность графического симбиоза, осуществлённого в киевской нотации, подчёркивается тем фактом, что ранняя хоральная нотация применялась для одноголосного пения, а позднейшая мензуральная нотация была разработана для многоголосия. Поздняя киевская нотация также имеет общие черты с региональной разновидностью западной хоральной нотации – готической нотацией. В ней присутствует «ромбовидная форма, равно как и характерное утолщение и изгиб хвоста в чвартках (четвертях)», что напоминает исследователям знак «вирга» (в форме подковного гвоздя, нем. Hufnagel) готической нотации, «распространённой с ХIII в. в восточно-немецких, а позднее в примыкающих к ним славянских землях». На основе этой графической параллели Р.Л. Поспелова делает предположение, что «киевская нотация через Польшу наследует именно этот тип нотации». Однако указанное сходство проявляется только в поздней киевской нотации и не позволяет судить о её генезисе и о западных источниках, поскольку ранние формы киевской нотации отличаются начертаниями от поздних. В истории графики юго-западнорусской киевской нотации, предназначенной для монодийного пения, исследователи выделяют быстро сменявшиеся ранний, средний и поздний этапы, различаемые по видам ключей, нотных и некоторых дополнительных знаков. По мнению исследователей, ранняя киевская нотация имеет несколько характерных признаков, отличающих её от западноевропейского письма. Ей не присуща «квадратность»: это лёгкое, беглое, «крюкоподобное» письмо. Исследователям хорошо известно графическое сходство между тремя основными нотными знаками киевской нотации и знаменного письма: целая нота – статия (две параллельные черты), половинная – крюк (в «зеркальном отражении» относительно вертикального элемента), четверть – стопица (также «в обращении»). По сравнению с квадратной киевской нотацией графика этих знаков самобытна и легко узнаваема, хотя крюк и стопица несколько изменены (укорочены их горизонтальные элементы), что диктуется потребностью уместить эти знаки на одной линии нотоносца, не задевая соседние линии, или в узком промежутке между линиями. Самым оригинальным знаком киевской нотации стала целая нота-статия (из двух чёрточек, расположенных на расстоянии терции), причём обозначаемый ею звук находится посередине.

 



 
PR-CY.ru