КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА - Страница 5

Но исследователи считают, что для подобных интерпретаций нет оснований. Более убедительным исследователям представляется мнение П.С. Казанского, согласно которому возвращение преподобного следует относить к концу марта 1073 г., когда князь Святослав Ярославич овладел Киевом. Незаконно захватив великокняжеский стол, Черниговский князь нуждался в поддержке населения столицы. Поэтому практически сразу после утверждения князя Святослава в Киеве принимается решение о строительстве каменного Успенского собора, причём местом его возведения становится поселение отшельников (Ближние пещеры), а не общежительный монастырь Феодосия (Дальние пещеры). Из княжеской казны на строительство была выделена большая по тем временам сумма – 100 гривен золотом. Исследователи полагают, что этим решением князь Святослав пытался снискать расположение не только монахов-отшельников, но и киевлян, для которых Антоний был духовным авторитетом. Так, согласно Житию Феодосия, князь в присутствии множества людей собственноручно начал копать ров под фундамент будущего храма. Согласно «Слову о создании церкви Печерской» (в составе «Киево-Печерского патерика»), Антоний трижды молился Богу с просьбой указать место возведения храма и трижды оно было отмечено чудесными знамениями. В отличие от него игумен Феодосий не был сторонником князя Святослава, и в то время, когда начинались работы по возведению Успенского собора, находился в оппозиции к Черниговскому князю. Согласно Нестору, он настойчиво обличал князя Святослава в вероломстве, используя для этого любые способы: «Овъда епистолия пиша посылааше томоу, овъгда же вельможамъ его приходящемъ къ немоу обличааше того о неправьдьнемь прогънании брата, веля темъ поведати томоу». Противостояние зашло так далеко, что после одного из обличительных писем, в котором князь Святослав был уподоблён древним «гонителям» и «братоненавистникам», по Киеву распространился слух о возможном заточении Феодосия. По мнению исследователей, смерть Антония положила конец не только противостоянию между князем Святославом и Феодосием, но и обособленному существованию двух общин. Уже начавшееся строительство Успенского собора предопределило перевод братии из «ветхого монастыря» (Дальних пещер) в «новый» (Ближние пещеры). Исследователи полагают, что идея интеграции была предложена игуменом Феодосием, который выступил в качестве преемника Антония. Поэтому уход в Тмутаракань Никона Великого в сопровождении двух черноризцев позволяет исследователям предположить, что часть отшельников не была довольна этим объединением. Менее чем через год (3 мая 1074 г.) Феодосий скончался. Согласно завещанию, его тело было погребено в пещере, в которой печерский игумен затворялся на время Великого поста. В период игуменства Стефана (1074 – 1077/1078 гг.) слияние общин завершилось созданием единого монастырского комплекса. Братия была переведена в «новый монастырь», и лишь несколько человек остались в «ветхом монастыре» для погребения усопших и совершения ежедневной заупокойной литургии. Однако память о некогда обособленном существовании Феодосиевой и Антониевой общин сохранилась в топографии Киево-Печерского монастыря в виде разделения его территории на Ближние и Дальние пещеры. При игумене Стефане было завершено строительство Успенского собора (11 июля 1075/1076 г.).

 



 
PR-CY.ru