КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА - Страница 118

Вспоминая своего наставника, художника Климента Николаевича Редько писал, что «этот человек был одним из самых выдающихся по культуре и интересных по индивидуальности из встреченных мною в тот период моей жизни. Суровый аскетизм и вера в Божие предопределение уживались в нём с эстетическим пантеизмом истинного художника. Будучи монахом, он писал иконы и пейзажи в светлых тонах» (Центральный государственный музей литературы и искусства Украины). В 1906–1910 гг. преподавателем рисования в школе и руководителем иконописных работ лаврской мастерской был Владимир Дмитриевич Сонин. Потомственный иконописец, в 1901 г. он получил диплом Академии Художеств. Под его руководством в 1900–1901 гг. была заново выполнена наружная роспись фасадов надвратной Троицкой церкви, и написаны композиции Соборов Киево-Печерских чудотворцев на стенах перед св. воротами лавры. В числе работ В.Д. Сонина – образ преподобной Евфросинии Полоцкой на раке с её мощами в Дальних пещерах. Воспитанником иеромонаха Владимира (Соколова) и учеником иконописной школы в 1906–1910 гг. был Василий Николаевич Чекрыгин (1897–1922 гг.), позднее ставший одним из ярких художников русского авангарда. Проведённые в лавре годы в значительной степени определили настрой души и духовную устремленность его творчества. В качестве своих учителей он указывал немецких философов и «больше всего церковь, или, верней, конкретней, школу Богослужения». К последнему поколению воспитанников лаврской школы исследователи относят также Николая Никифоровича Гусаченко (1893–1984 гг.), в советское время удостоенный звания заслуженного деятеля искусств Кабардино-Балкарии. Картину жизни лаврской школы 1910–1914 гг. воссоздают воспоминания художника К.Н. Редько (1897–1956 гг.) и его автобиографическая повесть «Зрачки солнца» (Центральный государственный музей литературы и искусства Украины). Обучение в школе выходило за рамки овладения приёмами иконописного ремесла. В программе занятий наряду с академическим рисунком были также натюрморт и пейзаж. Проводились сеансы рисования с живой натуры. Учеников знакомили с анатомией и перспективой, искусством эпохи Ренессанса. Иконы писались по образцам, которыми служили репродукции. В 1910–1912 гг. преподавателем был А.Е. Чижский, после него – И.И. Мищенко. В свободное время ученики занимались живописью, наиболее способным из них разрешалось писать этюды в стиле импрессионистов. Художники И.С. Ижакевич и Михаил Васильевич Нестеров, часто бывавшие в школе, смотрели и обсуждали с учениками их работы. Несколько раз в год в мастерской устраивались ученические выставки, где лучшие произведения отмечались денежным вознаграждением. После открытой 25 декабря 1913 г. рождественской выставки К.Н. Редько, получивший первую премию, продолжил обучение в школе Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. Школа прекратила существование в 1915 г., после начала Первой мировой войны. В списке лаврской мастерской за 1918 г. значилось только пять иконописцев. Смерть иеромонаха Владимира, принявшего схиму с именем Варлаам, в 1919 г. ознаменовала конец истории лаврской иконописной школы. Художник К.Н. Редько, увидев в послевоенной лавре разрушенное здание иконописной школы, записал в дневнике: «Погиб родной дом, в котором я узнал, что помимо жизни, составляющей хлеб насущный, существует мир Искусства» (Центральный государственный музей литературы и искусства Украины).



 
PR-CY.ru