КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА – ставропигиальный мужской монастырь УПЦ в Киеве (Украина). Киево-Печерский монастырь располагался на южной окраине древнего Киева, в непосредственной близости от села Берестова, где c конца X в. находилась загородная резиденция киевских князей с церковью во имя св. Апостолов. Сведения о возникновении и первых десятилетиях истории монастыря содержатся в «Повести временных лет…» (1110 гг.), Житии преподобного Феодосия Киево-Печерского, «Киево-Печерском патерике» (первая треть XIII в.). Некоторые противоречия текстов этих источников свидетельствуют об отражении в них разных монастырских традиций, которые условно принято именовать «антониевской» и «феодосиевской». Первая, фрагментарно сохранившаяся в «Повести временных лет…» и «Киево-Печерском патерике», была представлена ныне утраченным древним Житием преподобного Антония Киево-Печерского; вторая, усваивающая преподобному Феодосию Киево-Печерскому ключевую роль в создании обители, отразилась в его Житии. Об истории возникновения Киево-Печерской лавры повествует «Сказание, чего ради прозвася Печерский монастырь», которое известно исследователям в двух версиях – летописной (под 6559 (1051) г.) и патериковой. Согласно первой редакции, пришедший с Афона монах Антоний поселился на месте, где до поставления в митрополиты (1051 г.) подвизался в небольшой пещерке берестовский священник Иларион. Во второй, представленной списками второй Кассиановской редакции «Киево-Печерского патерика» (1462 г.), говорится, что Антоний вернулся со Святой горы на Русь и поселился в Варяжской пещере на берегу Днепра ещё при князе Владимире (Василии) Святославиче (978/980 – 1015 гг.), но с началом братоубийственной войны 1015–1019 гг. вновь ушёл на Афон. Второе возвращение монаха Антония в Киев состоялось при князе Ярославе (Георгии) Владимировиче (1019–1054 гг.). Попытку Алексея Александровича Шахматова увидеть в этом рассказе соединение двух версий истории становления Киево-Печерского монастыря, из которых «антониевская» относила возникновение обители ко времени князя Владимира, а «феодосиевская» – к последним годам правления князя Ярослава, исследователи признают несостоятельной. По мнению Алексея Михайловича Кубарева и Петра Симоновича Казанского, рассказ о двукратном путешествии Антония на Афон, читаемый в списках второй Кассиановской редакции «Киево-Печерского патерика», является результатом литературной деятельности её составителя – печерского монаха Кассиана. Возникновение Киево-Печерского монастыря принято относить к 1051 г., под которым в «Повести временных лет…» читается «Сказание, чего ради прозвася Печерский монастырь». Но эту датировку исследователи считают условной: точное время основания обители неизвестно. Хронологический расчёт летописца был прост и логичен. С одной стороны, он располагал датированным сообщением о поставлении Илариона митрополитом Руси в 1051 г. («В лето 6559. Постави Ярославъ Лариона митрополитомъ русина в святей Софьи, собравъ епископы»), а с другой – знал из текста «Сказание, чего ради прозвася Печерский монастырь», что преподобный Антоний поселился на холме уже после того, как бывший берестовский священник стал главой Русской церкви.

 



 
PR-CY.ru