КАРОЛИНГИ - Страница 10

Предметами местной торговли были продукты сельского хозяйства и ремесленные изделия, на международный рынок поступали воск, мёд, лошади и рабы. В Италии возросло значение морской торговли, в которой после заключения договора между Карлом Великим и византийским императором Михаилом I Рагнаве (811–813 гг.) ведущую роль стала играть Венеция. В 840 г. она получила от императора Лотаря I фискальные привилегии, что способствовало расширению венецианской торговли в северной части державы. Распад средиземноморской экономической системы, унаследованной от Римской империи, привёл к повышению значимости морских торговых путей между Англией, Скандинавией и регионами Восточной Европы. С упадком южных городов (Арля, Марселя, Нарбона) в северных областях государства сложились торговые центры – эмпории (Квентовик, Дорестад и др.), как правило, не имевшие постоянного населения. Внутренние торговые пути преимущественно пролегали по крупным рекам. Через агентов, которыми нередко были иудеи, в торговых операциях активно участвовали короли. Торговые агенты монастырей, в основном, были зависимыми людьми; среди свободных торговцев заметную роль играли фризы. Авторы эпохи Каролингов рассматривали империю как христианское общество, как церковь в широком значении слова. Устройство общества должно отражать созданный Богом миропорядок. Св. Бонифаций отмечал, что церковь состояла из членов, различающихся по должности (officia) и достоинству (dignitates). Подчёркивалось строгое иерархическое устройство общества, в котором каждый член исполнял определённые обязанности ради достижения общего блага. Общественные группы (ordines) в империи различались по юридическому статусу и социальным функциям, но единого представления о структуре общества в эпоху Каролингов не было. С юридической точки зрения существовало базовое различие между свободными (liberi, ingenui) и несвободными (servi) людьми, выделялись знать (nobiles) и полусвободное население (liberti, liti). Вместе с тем в представлениях современников общество могло разделяться на властителей (potentes) и подданных (pauperes), господ (domini) и служителей (servi), воинов (milites) и земледельцев (rustici), миряне (laici) противопоставлялись клирикам (clerici), к которым, как правило, относили и монахов. К концу IX в. начало формироваться представление о трёхчастном делении общества: на «молящихся» (oratores), «воителей» (bellatores) и «трудящихся» (laboratores). Подобные построения отличались статичностью (они не учитывали развитие общественных отношений) и схематичностью. Высший слой каролингского общества составляли знать и частично духовенство. Принадлежность к знати определялась происхождением, экономическим положением и местом в управлении государством, с конца VIII в. также обязанностью военной службы. Согласно так называемым варварским правдам и законодательным источникам, основное население империи – лично свободные люди, которые обладали правом собственности и свободой передвижения. Участие в делах государственного управления и военная служба стали прерогативами знати, тогда как среди свободных людей наблюдалось значительное экономическое и социальное расслоение.

 



 
PR-CY.ru