КАРОЛИНГИ - Страница 29

В 817 г. Бенедикт Аньянский вместе со своим сторонником Арнульфом, аббатом Нуармутье, отправился в монастырь св. Мартина в Туре для разрешения спора между монахами, бóльшая часть которых решила перейти в разряд каноников. Исследователи полагают, что позиция Бенедикта Аньянского была недостаточно гибкой: монастырь был ненадолго преобразован в каноникат; император Людовик Благочестивый в грамоте 832 г., данной монахам Сен-Дени, тоже решившим вернуться от канониката к статусу монастыря, называл св. Бенедикта Аньянского и аббата Арнульфа добрыми и благочестивыми людьми, но «очень простыми» (simplicissimi). Роль Анианского монастыря в ахенской реформе минимальна (в отличие от Клюни или Горце в последующую эпоху). Реформированные монастыри не были связаны между собой и продолжали самостоятельно поставлять своих аббатов. Хотя единый устав (regula) был введён, но обычаи (consuetudines) в монастырях бенедиктинской традиции остались разные. Наряду с Бенедиктом Аньянским в этот период были известны исследователям и другие реформаторы монашеской жизни – архиепископ Лейдрад Лионский, аббат Сен-Дени Гилдуин. Несмотря на право свободных выборов, которое получили монастыри согласно «Capitulare ecclesiasticum» (818/819 г.), многих аббатов назначал король (император). В каролингскую эпоху появляются титулярные аббаты, одновременно возглавлявшие несколько монастырей; например, Гилдуин с 825 г. носил титул архикапеллана, а в награду за службу был назначен аббатом пяти крупных монастырей – Сен-Дени, Сен-Медар в Суасоне, Сен-Жермен-де-Пре, Сент-Уан в Руане и мон-ря в Салоне (Лотарингия). При Каролингах распространяется практика назначения мирян аббатами (abbas laicus; например, Эйнгард получил аббатство св. Петра в Генте). Чтобы предотвратить разграбление монастырских земель аббатами-мирянами, было введено разделение имущества обителей на mensa abbatis (букв. – стол аббата) и mensa fratrum (букв. – стол братии). Часто короли становились титулярными аббатами монастырей. Наряду с монастырями, реформированными Бенедиктом Аньянским или под его влиянием (Желлон, Флёри, Муасак, Лерен, Конк, Савиньи и др.), существовали монастыри, которые находились в ведении местных епископов (часть из них перешла в разряд каноникатов (Сен-Дени, Сент-Илер-ле-Гран в Пуатье, Сент-Омер, Сен-Пьер-ле-Виф и Сент-Коломб в Сансе, Сент-Аньян (Сент-Эньян) в Орлеане, Сен-Бенинь в Дижоне, Сен-Марсель близ Шалон-сюр-Сон, Сен-Марсьяль в Лиможе, Сен-Сибар в Ангулеме, Сент-Обен в Анже, Сен-Сальви в Альби и, по мнению исследователей, Сен-Виктор в Марселе), в других братия продолжала вести монашеский образ жизни (Сен-Жермен в Осере, Сен-Медар в Суасоне, Сен-Жермен-де-Пре, Сен-Фарон в Мо, Сен-Люсьен в Бове, Сен-Ва в Аррасе, Сен-Пер в Шартре и Санкт-Максимин в Трире)), монастыри в сельской местности (Сен-Морис-д'Агон, Сен-Вандрий-де-Фонтенель, Ферьер, Без, Монтье-ан-Дер, Сен-Мор-де-Фоссе, Лобб, Эльнон (Сент-Аман-лез-О), Эхтернах, Синт-Трёйден, Корби, Санкт-Галлен, Фульда, Райхенау и др.), в основном, перешедшие на бенедиктинский устав, и женские монастыри (Фармутье, Жуар, Шель, Ремирмон, Нотр-Дам в Суасоне), многие из которых были преобразованы в каноникаты.



 
PR-CY.ru