КАРАМЗИН Николай Михайлович - Страница 9

Так, в статье «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» (1802 г., №15–17) Борис Фёдорович Годунов сравнивается с Оливером Кромвелем и получает высокую оценку Н.М. Карамзина (возможно, по аналогии с Бонапартом); в статье «О Тайной канцелярии» (1803 г., №6) её ликвидация намеренно вместо императора Петра III Фёдоровича приписана императрице Екатерине II – образцу для императора Александра I; в статье «О Московском мятеже в царствование Алексея Михайловича» (1803 г., №18) причиной несчастья объявлена слабость монарха, «излишно» положившегося на бояр; «Русская старина» (1803 г., №20–21), написанная по запискам иностранцев, посвящена Смутному времени в России; статья «О случаях и характерах, которые могут быть предметом художеств» (1802 г., №24) содержит факты, которые приумножают «народную гордость» за Отечество и побуждают читателей к занятиям древней русской историей. В «Вестнике Европы» появились последние повести Н.М. Карамзина: «Марфа Посадница, или Покорение Новагорода» (1803 г., №1–3), в которой на историческом примере показаны спасительность и надёжность самодержавия и неустойчивость республики даже при наличии в ней сильных вождей (см. также историческую статью Н.М. Карамзин «Известие о Марфе Посаднице, взятое из жития св. Зосимы». 1803 г., №12); «Моя исповедь» (1802 г., №6) – злая сатира с узнаваемыми мотивами из «Исповеди» Ж.-Ж. Руссо и некоторыми чертами автопародии, опровергающая представление об изначально доброй природе человека и руссоистские педагогические теории; «Рыцарь нашего времени» (1802 г., №13, 18; 1803 г., №14) – автобиографическая повесть, в которой едва ли не впервые в русской литературе Н.М. Карамзин обратился к психологии ребёнка и процессу становления личности в определённой социально-исторической обстановке – среди провинциальных помещиков старого времени, изображаемых с тёплым юмором; «Чувствительный и холодный. Два характера» (1803 г., №19) – параллельное жизнеописание двух друзей с противоположными темпераментами, предопределившими их судьбу (в «чувствительном» Эрасте исследователи находят черты автора, в «холодном» Леониде – его друга А.А. Петрова). В «Вестнике Европы» Н.М. Карамзин сознательно отказался от литературной критики (по его словам, не столько из «осторожности», сколько из «человеколюбия»), а несколько появившихся в журнале литературных статей связаны с вопросами общественной жизни. Статья «О книжной торговле и любви к чтению в России» (1802 г., №9) посвящена защите чтения романов, пусть и наивно-сентиментальных: в конечном счёте, они служат добродетели, поскольку «дурные люди и романов не читают». В статье «Отчего в России мало авторских талантов?» (1802 г., №14) Н.М. Карамзин сформулировал свой стилистический принцип – писать так, как говорят в лучшем, образованном обществе, и в согласии с утончённым женским вкусом (эта статья в 1803 г. стала первой мишенью атаки Александра Семёновича Шишкова на «новый слог» Н.М. Карамзина и его последователей). В заметке «Мысли об уединении» (1802 г., №10) и большой, написанной по случаю кончины Ипполита Фёдоровича Богдановича биографической статьи «О Богдановиче и его сочинениях» (1803 г., №9) одной из главных литературных проблем объявляется проблема отношений писателя и светского общества.

 



 
PR-CY.ru