КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО - Страница 8

С одной стороны, воля Божья выражается и в попечении о наших временных нуждах, а с другой – изменяемость правил апостольского происхождения не означает их отменяемости. Так, правило о единобрачии епископов преследовало целью запрещение второбрачия, поэтому установившееся впоследствии в церкви безбрачие епископата не нарушает, а лишь восполняет апостольскую заповедь, вводит новое, более жёсткое условие. Формальным источником божественного права является не только Священное Писание. Оно проистекает и из материального источника канонического права – самой церкви, руководствуемой Божественной волей (jus divinum positivum), поэтому правомочны лишь те правила и нормы, изданные церковной властью, которые не только не противоречат Божественной воле, но и прямо вытекают из неё. Богочеловеческое начало церкви проявляется во всех сферах её бытия, в том числе и в церковном правотворчестве – правила Вселенских Соборов изречены отцами церкви при содействии Святого Духа. Более того, авторитет всякого законодательного распоряжения епископа, действие которого распространяется лишь на одну епархию, в конечном счёте, восходит к благословению Божию, содействовавшему человеческому произволению законодателя. Вместе с тем нельзя отождествлять божественное право с церковным. Присущая Вселенской церкви, по обетованию Христову, непогрешимость не даёт оснований усваивать непогрешимость ни отдельным епископам, ни даже органам Высшего управления поместной церкви. Критерием божественности права является не неизменяемость, а непогрешимость правовых норм. В силу Богочеловеческого начала церкви не все формальные источники можно подвести под рубрику только божественного или только церковного права. Прежде всего, это относится к канонам православной церкви (см. ст. Каноны (правила)), принятым на Вселенских и поместных Соборах. Вселенский Собор как главный материальный источник канонического права – это орган вселенского епископата, носителя высшей церковной власти. Вселенские Соборы, по учению церкви, непогрешимы. Их непогрешимость вытекает из догмата о непогрешимости церкви. Некоторые канонисты, в том числе Н.С. Суворов, ограничивали непогрешимость Соборов лишь их догматическими определениями (оросами), не распространяя её на правила, принятые Собором. Это суждение основано на изменяемости церковно-правовых норм, в том числе и тех, которые установлены Вселенскими Соборами. Непогрешимое, богодухновенное правило, принятое применительно к конкретной обстановке, может утратить характер действующей нормы только потому, что изменились обстоятельства, обусловившие его издание. Таким образом, признание канонов непогрешимыми не ставит неодолимого барьера для церковного правотворчества в той области, которая уже урегулирована правилами Соборов. Канонический свод православной церкви содержит правила десяти поместных Соборов, постановления которых имеют статус, приравниваемый к статусу Вселенских (о правилах Вселенских и Поместных Соборов см. подробнее в ст. Каноны (правила)).

 



 
PR-CY.ru