КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО - Страница 7

В зависимости от источника канонисты делят каноническое право на божественное (divinum), называемое также естественным (naturale), – право, основанное на Божественном Откровении (см. в ст. Естественное право), и положительное (positivum), или каноническое право в узком смысле слова, основанное на канонах – действующих законодательных актах самой церкви. Каноническое право разделяют также на писаное (scriptum), когда законы были изданы, утверждены и письменно изложены компетентной законодательной властью, и обычное, или неписаное (nonscriptum, per consuetudinem), если оно хранилось в церкви как предание и обычай. Наконец, существует общее (commune) и частное (particulare) каноническое право. Первое подразумевает основные законы, обязательные для Вселенской церкви, второе же составляют законодательные акты, действующие в отдельных поместных православных церквах. Принято различать материальные и формальные источники права. Под материальными источниками подразумеваются лица и институты (например, Вселенские и поместные Соборы, предстоятели церкви, правящие епископы и т.д.), создающие правовые нормы; формальные источники – это документы, памятники, в которых изложены эти нормы. Первоисточником канонического права является Божественная воля Основателя церкви. Божественное Откровение содержит в себе не только полноту истины о Боге и человеке, догматы веры и нравственные заповеди, но и заповеди Спасителя, которые можно истолковывать в правовом отношении, например, об устройстве церкви (ср.: Мф. 16:17–18), и правовые элементы в Посланиях апостолов (о епископах и диаконах – 1 Тим. 3:1–13; о служении – 1 Кор. 12:28; об отношении к государственной власти – Рим. 13:1–7) – это по общепринятой у канонистов терминологии составляет божественное право. Данные в Священном Писании нормы служат первооснованием, высшим началом и критерием законодательства церкви. Однако некоторые канонисты ограничивают сферу божественного права теми нормами, которые остаются абсолютно неизменными, таким образом, не все заповеди, имеющие правовой характер, содержащиеся в Священном Писании, наделяются авторитетом божественного права. А.С. Павлов отмечает: «Какой же критерий должно принять для безошибочного суждения о том, что из правил церковно-общественной жизни, содержащихся в Священном Писании, принадлежит к jus divinum и что не принадлежит? Таким критерием может служить только ясно выраженное сознание Вселенской Церкви, что известное правило или установление имеет свой источник в Божественной воле и относится к самому существу Церкви, а не есть только предписание, вызванное исключительными обстоятельствами Церкви первенствующей». В качестве примера он приводит правило апостола Павла: «...Епископ должен быть непорочен, одной жены муж» (1 Тим. 3:2), и сопоставляет его с обязательным по действующему церковному праву безбрачием епископа. На том основании, что эта заповедь апостола не осталась действующей нормой, она выводится А.С. Павловым за рамки божественного права. Однако вопрос об изменяемости правовых норм исследователи отделяют от вопроса об их источнике. Неизменность нормы исследователи не могут считать непременными критерием её принадлежности к божественному праву.

 



 
PR-CY.ru