КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО

КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО – система правовых норм, составляющая основу действующего церковного законодательства в поместных православных церквах, Римско-католической церкви, древних Восточных (дохалкидонских) церквах. Проблема разграничения понятий «каноническое право» («jus canonicum») и «церковное право» («jus ecclesiasticum») православными канонистами решалась неоднозначно. В византийскую эпоху в Восточной церкви заметно различение канонов как правил церковной жизни, принятых самой церковью, и государственных законов по церковным делам, даже в смешанных сборниках – «Номоканонах», состоящих из тех и других законоположений (от номос – «закон» и «канон» – канон). По мнению русского канониста Николая Семёновича Суворова, различение понятий «церковное право» и «каноническое право» вполне приемлемо для православной церкви. Канонист ссылается при этом на то обстоятельство, что «церковные отношения... как в автокефальных церквах Восточного православия, так и на Западе только отчасти определяются каноническим правом, главным же образом определяются нормами позднейшего происхождения, как церковного, так и государственного». По мнению исследователей, довод этот верен лишь в том отношении, что количественно законодательный материал позднейшего происхождения превосходит канонический свод. В этом смысле каноническое право затрагивает лишь часть всей совокупности церковно-правовых актов. Но каноны образуют основу и сердцевину церковного права, для позднейшего церковного законодательства они служили непререкаемым авторитетом и источником правовых норм. Каноны, приводимые Н.С. Суворовым для обоснования необходимости различать каноническое и церковное право (правило 12 седьмого Вселенского собора – о недействительности отчуждения церковного имущества, правило 85 Трулльского собора – о форме отпущения рабов на волю), представляют собой немногочисленные исключения из общей тенденции. Кроме того, эти два канона выражают определённую нравственную норму, имеющую большое значение для церковного правосознания. Если на Востоке церковь и входила в область светского, мирского права, полагает Алексей Степанович Павлов, то она никогда не придавала принципиального значения своей законодательной деятельности в этой области. Поэтому применительно к православной церкви он справедливо отождествляет каноническое и церковное право: «Православный, и в частности русский, канонист может безразлично давать своему предмету и то, и другое название». По его словам, «если мы назовём наш предмет каноническим правом, то этим названием укажем на господствующий и определяющий элемент в церковном праве». Присутствие в церковном строе и церковной жизни правового элемента обусловлено самой природой церкви. Церковь, как Божественное установление, – это Царство не от мира сего (Ин. 18:36), в то же время это Царство, видимо явленное в сем мире. С человеческой стороны она представляет собой, по определению «Катехизиса» Московского митрополита Филарета (Дроздова), «общество человеков, соединённых православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами».

 



 
PR-CY.ru