ИОАННИКИЙ, Галятовский - Страница 28

В предисловии изложены генеалогия княжеского рода Святополк-Четвертинских и история ряда православных храмов, связанных с представителями этого рода: Софийского собора в Киеве, Успенской церкви Киево-Печерского монастыря, Успенской церкви черниговского Елецкого монастыря и Михайловской церкви киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря. Также в предисловии восхваляется царевна-регентша София Алексеевна, которая сравнивается с Софией Премудростью Божьей. Антииудейской теме посвящено опубликованное в 1669 г. в типографии Киево-Печерского монастыря сочинение Иоанникия «Мессия правдивый Иисус Христос Сын Божий, от початку света през все веки людем от Бога обецанный, и от людей очекиванный, и в остатныи часы для збавеня (спасения) людского на свет посланый…» – первое антииудейское произведение, созданное в Западнорусской митрополии. Трактат при жизни автора был издан на двух языках: на простой мове (Киев, 1669 г.) и по-польски (Киев, 1672 г.). Польская версия, являющая собой переделанный вариант, вышла по благословению настоятеля Киево-Печерского монастыря архимандрита Иннокентия (Гизеля). Об актуальности своего сочинения автор рассуждает в предисловии, где пишет, что на Украине, в Литве и в Польше в 1665–1666 гг. получило широкое распространение учение Саббатая Цеви (Шабтай Цви, Сабет Себи, Забатай Зеби), который большинством еврейских общин в Европе и в Азии в первой половине 1660 гг. был провозглашён мессией. Иоанникий писал о том, что обещания Цеви восстановить Иерусалим и возродить Израильское царство нашли благодатную почву не только среди евреев, которые либо торжествовали, покидая дома и имущество, либо целыми днями постились, готовясь к наступлению царства мессии, но и среди христиан «малого сердца и достатка», многие из которых, отринув веру в истинного Мессию Иисуса Христа, стали склоняться к вере в лжемессию. Движение саббатиан оказало значительное влияние на христиан в том числе благодаря эсхатологическим ожиданиям, связанным с 1666 г. Иоанникий своим сочинением стремился опровергнуть известия о мессианстве Цеви и убедить как евреев, так и христиан, что истинный Мессия – это Иисус Христос. Сочинение создавалось после отъезда Иоанникия из Киева, до осени 1668 г. (отзыв архиепископа Лазаря (Барановича) на законченный текст датируется 6 ноября 1668 г.), когда Иоанникий находился на украинском Правобережье. В предисловии автор сообщает, что он собирал материал для книги во время поездок по городам и сёлам Украины и Литвы, ведя беседы о Мессии в том числе с учёными евреями. Исследователи предполагают, что Иоанникий мог быть свидетелем еврейского погрома во Львове и ознакомиться с распространявшимися погромщиками антисемитскими текстами. Основная часть книги изложена в форме диалога между Христианином и Иудеем, образцом для которого послужило «Состязание христианина с иудеем» Иустина Философа. В книгу также входят: геральдическая эпиграмма в честь Иисуса Христа – «На пресветлый, всему свету светящий герб Мессии правдивого Исуса Христа Сына Божия», два предисловия – «Предмова до Мессии» и «Предмова до всех христиан…». В качестве послесловия приведены одобрение книги 5 марта 1669 г. Киевским митрополитом Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским; со ссылкой на положительный отзыв наместника Киевской митрополии в Великом княжестве Литовском Феодосия, Василевича), одобрение архиепископом Лазарем (Барановичем) от 6 ноября 1668 г. и положительный отзыв игумена минского монастыря Иосифа (Ходоновича) от 18 октября 1667 г.

 



 
PR-CY.ru