ИОАННИКИЙ, Галятовский - Страница 24

Авторство «Рыцаря...» долгое время приписывали Иоанникию, но после работ Алексея Ивановича Соболевского и И. Чепиги исследователи считают установленным, что данное сочинение написал некий знакомый Иоанникия. Посещая архимандрита в Елецком монастыре, он видел у Иоанникия трактат «Опровержение» и составил на него ответ. В 1678 г. в Новгороде-Северском Иоанникий опубликовал полемический трактат «Древняя Западная Церковь показывает новой Римской Церкви исхождение Святого Духа от Отца только, а не от Сына». Как указано в заглавии, сочинение написано как отклик на трактаты польских иезуитов Миколая Циховского «Трибунал св. отцов восточных и западных…, и верховенство Римского понтифика над восточными патриархами» (Краков, 1658 г.) и преподавателя иезуитской Виленской академии Б.П. Бойма «Старая вера, или Ясное доказательство, что остающиеся дизунитами не имеют старой веры» (Вильно, 1668 г.). Около 1671 г. ответы на последнее сочинение были составлены Иннокентием (Гизелем; известен в рукописи) и Лазарем (Барановичем; «Новая мера старой веры, Богом преподанная»; Новгород-Северский, 1676 г.). Сочинение «Старая вера...» писалось на простой мове и имело посвящение царю Фёдору Алексеевичу, т.к. Иоанникий рассчитывал на финансовую помощь царя в издании. Однако, не получив поддержки, автор снял посвящение и издал сочинение на польском языке с посвящением архиепископу Лазарю (Барановичу). В первом предисловии содержится автобиографический материал, даётся краткая биография архиепископа Лазаря (Барановича), упоминается оппонент Иоанникия, критиковавший все его сочинения («завистливый Зоил»), – как полагают исследователи, Теофил Рутка. Сочинение написано в форме диалога между Иоанникием и богословом-католиком, состоит из двух частей. В первой части доказывается, что древняя Западная церковь придерживалась «старой веры», и обосновывается православное учение об исхождении Святого Духа только от Бога Отца. Во второй части показана несостоятельность католического учения о Filioque. Иоанникий представил убедительные доказательства в пользу того, что католический догмат об исхождении Святого Духа от Бога Сына не может считаться достоянием древней Западной церкви, но является нововведением. Во втором предисловии к книге («Читателю уважаемому») он сообщает, что материал для сочинения заимствовал из различных книг, хранящихся в Киеве, Чернигове, Львове, Луцке, Слуцке и др. (свидетельство о географии путешествий Иоанникия). Первая часть содержит подборку «Древняя Западная Церковь старую веру воспоминает», в которой отстаивается учение об исхождении Святого Духа только от Бога Отца. Эта часть состоит из пяти разделов: «Доводы из Священного Писания, которыми древняя Западная Церковь новой Церкви Римской происхождение Святого Духа от Отца обосновывает» (десять доводов), «Доводы восточных учителей, которыми древняя Западная Церковь новой Церкви Римской происхождение Святого Духа от Отца обосновывает» (тридцать доводов), «Доводы западных учителей...» (восемь доводов), «Доводы Вселенских Соборов...» (семь доводов), «Доводы на основании разума». В предисловии ко второй части Иоанникий рассматривает вероучительные отличия католицизма от православия, используя материал, заимствованный из сочинения Цезаря Барония «Annales ecclesiastici».

 



 
PR-CY.ru